История России - Новейшая история России и стран бывшего СССР |
1919 года апреля 9 дня. Член Саранской уездной следственной комиссии Пензенского революционного трибунала Жалнин допрашивал нижепоименованных в качестве свидетелей по делу кулацкого восстания в дер. Аксеновке 22 марта 1919 г., которые показали:
Салафетдин Сеитович Багдалов, 35 лет, женат, неграмотный, не судился, гражданин дер. Аксеновки Саранского уезда, коммунист, бывший председатель Аксеновского сельского совета.
22 сего марта с. г. к нам в дер. Аксеновку приехал член Саранского уездного исполкома т. Манеров для выкачивания излишков хлебных запасов и вообще для советских работ и, между прочим, для перевыборов волостных и сельских советов.
Часов в 10 утра того же дня по его распоряжению было созвано сельское собрание, на которое, сверх обыкновения, собралось очень много народа (с каждого кулацкого двора было по 3 - 4 чел.). После объявления собрания открытым Манеров хотел высказаться по текущему моменту, и только он начал говорить, его тотчас же прервал своим криком наш общественный крикун (не скажу что кулак, а средний житель) Садеретдин Искаков, говоря Манерову, что «довольно тебе говорить, теперь давай нам говорить, вы знаете, что коммунисты и Советская власть жили только до 15 марта, а теперь нет Советской власти; в Березниках вашего брата уже всех перевешали, теперь мы что хотим, то и делаем», - после этого все собрание зашумело и ничего нельзя было разобрать, были различные выкрики против власти и коммунистов, через несколько времени галдеж затих, самыми главными крикунами были кулачки: Садеретдин Искаков, Гафар Джаббаров, Абубякер Ямбушев, Умяр Джаббаров, Султан Якуббаев, Хайрулла Шафикин, Инятулла Арасланов, Саиулла Арасланов и Ибрагим Юсюпов, из которых во время затишья выступил Гафар Джаббаров и, обратясь к секретарю волостного совета Секаеву, грозно спросил: «Кто у нас есть коммунисты - их нужно перебить», но т. Секаев ответил ему и всем остальным: «Первый я - коммунист, второй - Багдалов, третий - Альмакаев и четвертый - Азисов». Джаббаров сказал Секаеву, что «ты не нашей деревни и нам ты не нужен, а вот своих коммунистов мы сейчас возьмем в руки». После этих слов Джаббарова все кулачки и спекулянты закричали: «Опустить коммунистов в пустой колодезь, арестовать их и запереть в холодном помещении, надеть на них мешки, облить их холодной водой и пусть их издыхают, как свиньи!» Словом, с этого момента собрание сразу же стало носить контрреволюционный характер, и коммунистам нельзя было сказать ни одного слова. Граждане Умяр Джаббаров и Кайем Сабиров хотели взять за глотку т. Манерова и задушить, [222] душить его, но, благодаря тому, что я и мои товарищи-коммунисты были около т. Манерова, а у т. Секаева был в руке револьвер, мы их не допустили. За нас вступились некоторые бедняки, но им тоже не давали и говорить, и двоих из них как следует эти кулачки и спекулянты поколотили, как, например, Юсюпова и адыка Шамшетдинова, которые сами могут показать, кто их бил (за что и кто были главарями восстания). Самые главные зачинщики - известные кулачки: Хайрулла Шафикин, Гафар Джаббаров, Умяр Джаббаров, Кайюм Сабиров, Ибрагим Юсюпов и Султан Якуббаев, которые до этого собрания, т.е. до приезда т. Манерова, чувствуя приближение перевыборов, собирались в доме Хайруллы Шафикина и подготавливались к этим перевыборам. Что кулачки собирались в доме Шафикина, может подтвердить учитель Умяр Янялеев и Бахит Мишаев.
Указанные мною элементы - самые вредные люди в нашей деревне, которые всячески мешают бедноте проводить в жизнь свои идеи и которым в деревне в настоящее тяжелое время нет места.
Я прошу привлечь этих личной законной ответственности по всем строгостям революционных законов. Больше показать ничего не имею. Прочитано. Подпись Багдалова.
Члены комиссии
Текст воспроизведен: Крестьянское движение в Поволжье. 1919 - 1922 гг.: Документы и материалы. - М., 2002. С. 222 - 223.
Комментарии |
|