История России - Новейшая история России и стран бывшего СССР |
Из протокола № 3 заседания губкома РКП(б)
Тов. Беккер к докладу дополняет, что за последнее время наблюдается в Краснослободском и Наровчатском уездах, кулаки подняли головы. Наши же уездные комитеты недостаточно принимают меры к ним, чтобы бороться с этим. Огромный недостаток в том, что они не распределяют правильно имеющиеся в уезде коммунистические силы; получается так, что во многих волостях избыток работников, в других же нет никого. На это нужно обратить внимание.
Постановлено: принять доклад к сведению. Поручить президиуму написать во все уезды письмо с указанием на необходимость равномерно распределять по всему уезду имеющихся в распоряжении уикома членов партии.
Доклад члена губисполкома и губкома Беккера о ликвидации восстания в Краснослободском уезде Больше-Азясской волости
Еще с прошлого года в с. Б. Азясь было замечено противосоветское движение на религиозной почве; местными коммунистами были приняты меры, из коих во время террора был расстрелян прапорщик Иванов, а его помощник Дмитрий Фокин был заключен в тюрьму, но вследствие амнистии [во] время празднования годовщины Октябрьской революции[1] Фокин был отпущен на волю.
Выйдя на волю, Дмитрий Фокин стал продолжать начатую работу Иванова, посещал женский монастырь, где уговаривал монашек перейти в его секту под именем «Новый Израиль». Несколько монашек действительно перешли на его сторону, за что и были изгнаны из монастыря как сектанты. Отсюда начинается постепенная организация восстания. Образовавшаяся кампания, возглавляемая Дмитрием Фокиным и изгнанными монашками и др[угими] примкнувшими к их секции, завели связь с Московским митрополитом отцом Макарием. Познакомившись с ним, они имели с ним переписку и посещали его несколько раз и даже, как указывают, но еще не доказано, получили от Макария 4000 руб. на организацию своей секты и, как указывает в своем показании Дмитрий Фокин, у них была сильная организация, хорошо обставленная канцелярия и работали они по разработке Евангелия, 3 ветхозаветного в новом духе. В сущности организации и смысл Нового третьего Ветхого Завета, который они писали, следующий: в Евангелии в главе 24 Матфея указано, что будет время сильных государственных бойнь, государство будет воевать с государством и народ пойдет на народ и тогда наступит конец мира и будет второе пришествие (кто является новым пришественником, укажу дальше).
Дальше они объясняют, что царь есть миропомазанник и наместник Христа Бога, а Церковь есть народ и теперь не должно быть Церкви, ибо нет царя и притом настоящая Церковь и служащие в ней попы отошли от православия, неправильно толкуют Евангелие и их нужно разогнать, так как сейчас нет правды. Правда есть солнце, которое потемнело и не светит, луна есть царь, который убит, звезды - начальство, которое свергнуто, и антихристы [которые] захватили власть в свои руки. В Евангелие указано, что антихристы могут явиться в образе Иисуса и мы не должны подпасть под их влияние и [88] вот антихристы - красноречивые ораторы, пролезли на фронт к солдатам и рабочим и делают свою сатанинскую работу. Антихристы удовлетворяют только вдов и сирот награбленным добром и наша обязанность всех, верующих Евангелие, снести Церковь, пока не будет царя и разогнать всех антихристов с оружием в руках, дабы смести их с лица земли; возврата к старому нет, должен быть избран всенародно один человек, который должен управлять всем миром, и этот избранник есть Алексей, наследник царя Николая, так как в образе святого Михаила Архангела есть символ - две ветки и между ними буква Р. Этим и объясняется, что Христом Богом суждено царствовать дому Романову. Вообще их учение перепутало евангельское толкование с монархизмом, целью которого было поднятие восстания. Но тем не менее в толпе повстанцев были исключительно религиозно-фанатичные женщины и местное кулачество. Толпа повстанцев насчитывает около трех тысяч верующих, [входивших] в новую секту «Новый Израиль», возглавляемую «святейшим» Дмитрием Фокиным. Но для восстания и доля проведения правильности своего учения им нужно было создать второе пришествие и они не остановились перед тем, чтобы его создать.
Случайно попавши в село Троицкое мальчик 12 лет по имени Михаил Сурьков Нижегородской губернии, оставшись сиротой, он поступил в монастырь, где научился петь, молиться и читать Евангелие, вообще, получил духовное воспитание, что натолкнуло на мысль главарей-новоизраильцев указать на него, как на второго пришественника и [они] сделали его боженькой. Взяли его к себе на воспитание, как сироту. Они распустили слух, что он произошел из капельки и есть именно воспришественник. Мальчик рассказывает, что когда ему раз вздумалось выйти на улицу, его окружила толпа мальчишек, мужиков и женщин и, указывая на него пальцем, кричали: «Боженек идет, боженек». Испугавшись этой толпы, он пустился бежать, тогда была устроена за ним погоня с криками «Ловите боженька! Боженек убег!» С тех пор он потерял надежду на возможность выйти на улицу и сидел все время в комнате, пел молитвы, читал Евангелие, что создало вокруг него еще больше духовной атмосферы и в него с каждым днем все больше и больше верили. Перед выступлением его повезли, как ему сказали, к блаженному отцу Прокофию для благословения, где он услыхал из разговоров монашек с Прокофием следующее: «Вот мы нашли, кто будет благословлять», и отец Прокофий стал уговаривать его, мальчика, благословлять всех, кто бы его ни попросил.
Утром перед восстанием его нарядили в монашеский костюм, голову и руки убрали церковной утварью и привезли к дому Дмитрия Фокина, где уже стекалась толпа демонстрантов, коим монашки выносили белые флаги, портрет Михаила Архангела, царя Николая и наследника Алексея. Толпа состояла из сектантов, верующих Дмитрия Фокина из окружающих деревень и сел Краснослободского и Наровчатского уездов. Каким образом удалось собрать такую огромную толпу, пока еще не выяснено, по всей вероятности, у них было заранее заготовлены ложные сведения на случай неудачи их шествия. Все как один говорят, что какие-то две женщины, неизвестные им, велели идти им в село Азясь на суд. Какой суд? Кто звал? Куда - никто ничего не знает. Таким образом, собравшись, толпа начала свое шествие с белыми знаменами, с портретами, с пением «Христосе Воскресе», «Святися, Святися» и «Боже, Царя храни». Еще до шествия, накануне этого дня местными коммунистами и Советской властью было замечено это движение и они арестовали главарей «Нового Израиля». Но будучи безоружными, им пришлось под натиском толпы, которая ворвалась в совет с криком, шумом, стала рвать портреты Ленина и др[угих] наших вождей, изорвала красное знамя и требовала освобождения всех арестованных и коммунистам [89] пришлось их освободить. Помощь же теперь, когда шествие уже началось, пришла так поздно, демонстранты успели долго постоять в селе и с трибуны волостного совета благословлять народ, благословлял их Дмитрий Фокин и мальчик, который рассказывает, что толпа падала им в ноги и целовала им руки и ноги и в отношении его, мальчика, просили благословения как у Бога. После этого толпа направилась шествием по пути к женскому монастырю и наша помощь настигла их уже в дороге. Вооруженный отряд, догонявший их, выстрелил залпом и толпа бросилась бежать, причем при этом все местные бедняки и православные крестьяне вылавливали всех сектантов и избивали, чем нанесено много сильных побоев и поранений многим участвующим [в] восстании.
Таким образом, было ликвидировано настоящее восстание, причем теперь настроение крестьян самое спокойное и отрадное тем, что выяснилась их авантюра со вторым пришествием, и мальчик, находящийся сейчас в совете, смеясь всем в глаза, рассказывает крестьянам, как он разыгрывал роль «Боженька». В настоящее время ведется усиленное следствие, так как некоторые главари успели сбежать. Под стражей находятся около 30 человек, расстрелян коммунистами Дмитрий Фокин и убито во время стрельбы 10 человек. Количество раненых и избитых точно не удалось определить.
Член губисполкома и губкома[2]
[1] Постановление об амнистии в связи с первой годовщиной Октябрьской революции было принято 6-м Всероссийским чрезвычайным съездом Советов 6 ноября 1918 г. Согласно амнистии, органами ВЧК и губревтрибуналами предписывалось прекратить следственные дела и освободить из-под стражи лиц, в отношении которых на момент амнистии не было предъявлено серьезных обвинений в контрреволюционной деятельности или которые уже не представляли социальной опасности для Советской власти (Декреты Советской власти. Т. 3. М., 1964. С. 529 - 530). В ходе амнистии в конце 1918 г. было освобождено из-под ареста и тюремного заключения большинство крестьян - участников летне-осенних аграрных волнений. И в дальнейшем Советская власть практиковала амнистии, прироченные к ее памятным датам.
[2] Подпись отсутствует.
Текст воспроизведен: Крестьянское движение в Поволжье. 1919 - 1922 гг.: Документы и материалы. - М., 2002. С. 88 - 90.
Комментарии |
|