История России - Новейшая история России и стран бывшего СССР |
2. Доклад т. Еберзенок о Керенском уезде.
В отдел юстиции поступило следующее заявление:
«При взыскании наложенной контрибуции по чрезвычайному налогу на нас наложили: на Палагину 10000 рублей и Марунину 3000 рублей, каковые деньги за неимением их внести не могут, ибо мы вдовы. Нас посадили в холодную комнату. Оттуда вызывали по очереди арестованных в соседнюю комнату и избивали поодиночке. Стоны, крики истязаемых мы хорошо слышали. Там были избиты Григорий Палагин, Иван Богомыхин, Максим Тобалов, Метясов и друг[ие]. Меня же, Палагину, когда вызвали в пустую комнату, стали ругать и издеваться надо мной, так, секретарь волостного совета Илья Боготырев вынул револьвер, заставил меня разинуть рот и, нацелившись в меня, стал взводить [и] отпускать курок, говоря: «Если не заплатишь, то застрелю». Меня же, Марунину, вывели ночью в одной нижней рубашке босой на двор, закинули рубашку на голову, а Николай Дьячков угрожал убить меня, вставив револьвер мне в грудь. Всеми этими издевательствами руководил военный волостной комиссар Субботин, бывший стражник, секретарь волостного совета Боготырев, ранее служивший волостным писарем, истративший около 25000 рублей денег. Теперь они записаны в комитет коммунистов-большевиков. В этих бесчинствах участвовал волостной комитет бедноты. Уездный совет обо всем этом знал. Выслал комиссию по расследованию, которая напилась чая у нас. В волости и совете необходимо беспристрастное расследование, а потому просим выслать особую комиссию. Подлинник послан в ЦИК[1]. За неграмотностью и по личной просьбе Палагиной и Маруниной расписался Тимофей Марунин».
Когда мы прочитали эту бумажку, по соглашению с президиумом губкома и губисполкома отдел юстиции послал меня и еще одного следователя в Керенский уезд. В уездном исполкоме мы столкнулись со следующими: на заседании один из членов заявил: «А, пензенские приехали защищать кулаков». Я хотел поднять по этому поводу целую бучу, но затем решили дело не поднимать и отправились в волость. Там мы навели подробное расследование. Оказалось, что пострадавшие лица - бедняки, [а] все указанные в заявлении факты действительно имели место. Открылась еще более ужасная картина существующего там произвола и насилия. Во всем этом замешаны члены ячейки коммунистов, а также и волостной и сельские советы. Мы решили всех виновных арестовать и обратились в уезд за содействием. С помощью военного руководителя всех виновников удалось арестовать и отправить в уездный город. Власть в волости передали трем избранным лицам. Уезд виновен в том, что происходит на местах. Он о всем этом знал, но ничего не предпринимал. Всюду царит запугивание и произвол. Истязание - обычное явление. В материалах ЧК много врачебных показаний, где повреждения отнесены к легким побоям. Теперь же врачи говорят, что они относятся к разряду истязаемых.
Ввиду того, что мы бессильны были сами окончательно расследовать это дело и то или иное предпринять, мы приехали сюда, чтобы с вами вместе наметить план действий.
Постановлено: сделать доклад о положении в Керенском уезде в исполкоме, предложить им послать представителей [губчека] и исполкома для расследования дела, [для] ревизии исполкома. Всех арестованных доставить в Пензу [56] и дело разбирать здесь. Послать для контроля и налаживания партийной работы в уезде т. Голубева, по возможности агитаторов по уезду.
[1] ЦИК (ВЦИК) - Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов; после января 1918 г. - верховный законодательный, распорядительный и конституционный орган РСФСР, действовавший в период между Всероссийскими съездами Советов в 1917 - 1919 гг.
Текст воспроизведен: Крестьянское движение в Поволжье. 1919 - 1922 гг.: Документы и материалы. - М., 2002. С. 56 - 57.
Комментарии |
|