I съезд шахтеров СССР, выражая волю делегатов, подчеркивает полную независимость рабочих организаций угольной и горнодобывающей промышленности от любых политических образований. Независимое рабочее движение и организации трудящихся подчиняются только воле своих членов и считают, что никакие политические силы и партии не должны руководить ими. Наше стремление к независимости определяет и отношение к КПСС.
Хотя КПСС переживает глубокий кризис, она в лице своих руководящих органов пытается сохранить монополию на власть, утверждая, что только коммунистическая партия способна консолидировать общество. Мы решительно не согласны с такой позицией. Это правда, что пять лет назад некоторые руководители партии начали перестройку. Но сегодня КПСС больше препятствует преобразованиям общества, чем способствовать им. В последствии в [336] последние месяцы в КПСС усиливаются и консолидируются наиболее консервативные силы. Руководство КПСС, партийный аппарат, теряют авторитет. Народный ответ на правительственные предложения свидетельствует об отсутствии доверия не только к правительству, но и к руководящей партии. КПСС утверждает, что она остается партией рабочего класса, его авангардом. Мы тоже рабочие, но мы не считаем коммунистическую партию в ее нынешнем виде своей партией.
Подготовка XXVIII съезда не дает серьезной надежды на то, что КПСС способна на решительное обновление. Поэтому мы с пониманием относимся к массовому выходу из партии. Мы требуем, чтобы КПСС уже сегодня была лишена привилегированного положения на наших предприятиях. Парткомы и комитеты ВЛКСМ должны быть выведены с территории предприятий и учреждений. Льготный стаж который идет освобожденным партийным и комсомольским работникам, должен быть отменен. Мы считаем, что в условиях становления многопартийности должен быть решен вопрос о национализации созданной народом собственности КПСС, а также созданы равные возможности для деятельности партий.
Текст воспроизведен по изданию: Хрестоматия по отечественной истории (1946-1995). - М., 1996. С. 336 - 337.