История России - История России с XVII-нач. XX вв. |
Здесь представлен один из проектов по отмене крепостного права в Российской империи, подготовленный М. П. Позеном и получившим широкую известность.
Михаил Павлович Позен (1798 - 1871) - крупный полтавский помещик. Проект был составлен Позеном в дух вариантах: «Первая записка о мерах освобождения крепостных крестьян» (поданная во время аудиенции 18 декабря 1856 г. Александру II в Петербурге) и «Вторая записка о мерах освобождения крепостных крестьян» (подана Александру II в 1857 г. в Киеве). Второй вариант является развитием и конкретизацией первого. В данном издании воспроизводится второй вариант по кн.: П о з е н М. П. Бумаги по крестьянскому делу. Дрезден, 1864. С. 36 - 40.
Новый порядок этот может быть установлен высочайшим манифестом, который должен служить дополнением нашего законодательства «о правах состояний» и довершить великое дело императрицы Екатерины II, определившей право сословий: дворянства - дворянскою грамотою и горожан - городовым положением[1].
Основные пункты манифеста должны быть следующие:
1) Крестьяне всех наименований в государстве уравниваются во всех гражданских правах и несут одинаковые государственные повинности.
2) Личное крепостное право навсегда отменяется и не может существовать ни под какою формою. [92]
3) Крестьяне крепки земле, на которой они теперь поселены. Из них все поселенные на собственной земле пользуются ею на общем владельческом праве - бесплатно; поселенные же на чужих землях обязываются платежом за них оброка деньгами или работою, в удельных имениях - уделу, в казенных [2] - казне, в помещичьих - помещику.
4) Платеж земли назначается по особой оценке, установляемой на 20 лет, и производится работою, а в некоторых случаях и деньгами.
5) Для сего вместе с оценкою земли определяется и цена поденной работы, тоже на 20 лет.
6) На отвод земли, определение годового платежа и оценку работ назначается один общий срок по всему государству.
7) Для истечения сего срока сохраняются настоящие отношения между помещиками и крестьянами, и всякое неповиновение со стороны крестьян или злоупотребление со стороны помещиков строго наказываются.
8) С окончанием отвода и утверждением расценок на землю и работную плату прекращается всякая ответственность со стороны помещиков за уплату податей и за продовольствие крестьян. Земли назначаются и отводятся не отдельно каждому лицу, а целому крестьянскому обществу, которое распределяет участки между своими членами по мере способности каждого, обработки ее и оплаты за нее по оценке трудом или деньгами.
9) Посему и уплата за землю или другим способом лежит тоже на ответственности целого общества.
10) Оброчная цена на землю, равно и цена поденной работы, назначаются помещиком совокупно с выборными от крестьянского общества и утверждаются губернским комитетом.
11) В оброчных имениях сохраняется тот размер оброка, который будет существовать в каждом имении при издании высочайшего манифеста; уменьшение оброка всегда зависит от владельца земли, увеличение же его не допускается без особого утверждения губернского комитета.
12) В имениях задельных[3] годовая плата за землю рассчитывается на деньги, но производится со стороны крестьян работаю - по оценке. Дозволяется, впрочем, часть этой уплаты делать и деньгами по взаимному согласию землевладельца и крестьян.
13) Земли отводятся крестьянам в таком количестве, какое признает возможным владелец; но при самом приступе к делу губернские комитеты постановляют минимум наделения на каждую душу. Этот размер наделения обязателен и для помещика и для крестьянина, из которых первый - должен дать его, а последние - принять; увеличение же этого размера зависит от обоюдного согласия землевладельцев и крестьян.
14) Кроме рабочих дней, которые крестьяне задельных имений дают помещику в виде уплаты оброка за землю, губернские комитеты назначают для всех четырех времен года по нескольку [93] экстренных рабочих дней, которые крестьяне обязаны давать землевладельцу за ту же рабочую плату, при этом комитеты наблюдают, однако, чтобы общее число рабочих дней, очередных и экстренных, отнюдь не превышало существующего ныне трехдневного расчета в неделю.
15) Сверх рабочих дней, которые будут определены комитетом, землевладелец может употреблять крестьян на работу не иначе как по добровольному найму.
16) Переход крестьян отдельными семействами, но без земли в другие сословия допускается с согласия крестьянского общества без всякого участия землевладельца.
17) Из сего правила изъемлются образованные попечением помещика: мастеровые, писаря, фельдшера, овчары, винокуры, сахаровары и все вообще специалисты, в благоустроенном хозяйстве необходимые; они остаются в распоряжении землевладельца за установленную, с утверждения губернских комитетов, плату; образование же впредь подобных мастеровых и специалистов из крестьян для службы по имению допускается не иначе как по письменным договорам, заключаемым крестьянским обществом и землевладельцев.
18) С изданием высочайшего манифеста право приобретать заселенные земли присвояется кроме потомственных дворян и дворянам личным, также и потомственным почетным гражданам[4].
19) Для обеспечения успеха нового порядка и управления крестьянами, водворенными на помещичьих землях, устраиваются общинные и волостные управления, окружные попечительства, уездные и губернские комитеты и высший комитет в Петербурге.
20) Каждое население место образует одному общину, хотя бы люди и принадлежали прежде разным помещикам. Общинное управление состоит из старосты и двух или трех выборных, смотря по числу душ, составляющих общину. Ближайшее попечительство над ними вверяется владельцу земли, в селениях разнопоместных - одному из помещиков по выбору общины.
21) Волости составляются из нескольких общин, смотря по удобству. Волостные управление состоит из головы, выбираемого всеми общинами, и из всех общинных старост.
22) Несколько волостей вместе составляют округ, который вверяется попечителю из дворян, по выбору всего уездного дворянства. Попечитель имеет товарища, тоже из местных дворян и таким же порядком избираемого.
23) Уездные комитеты составляются из председателей, избираемых уездным дворянством, и всех окружных попечителей. К участию в делах комитета и объяснению по встречающимся случаям приглашаются, смотря по надобности, волостные головы и общинные старосты.
24) Губернские комитеты образуются из председателя и трех членов, избираемых дворянством всей губернии, и из председателя [94] уездных комитетов. Для объяснения дел приглашаются и губернские комитеты, смотря по надобности, окружные попечители и волостные головы.
25) Государственный комитет составляется из председателя и нескольких членов, из высших государственных сановников по высочайшему назначению. Губернские предводители дворянства и председатели губернских комитетов считаются тоже членами государственного комитета и присутствуют в нем, когда бывают в Петербурге по делам службы или собственным.
26) Для самого устройства нового управления принять следующий порядок: прежде всего образовать государственный и губернские комитеты. Губернским комитетам поручить устроить комитеты уездные, а сим последним - образовать волостные и общинные управления.
27) На устройство всех этих управлений назначить шестимесячный срок, а на введение новых отношений между помещиками и крестьянами, отвод земли, составление оценок и издания подробных инструкций управлениям волостному и общинному - трехлетний, со дня издания высочайшего манифеста.
28) Расходы на содержание канцелярии государственного комитета обратить на губернские и земские повинности; для покрытия же расходов по управлениям губернскому и уездному назначить на первые три года до 2 к. с души. Само собою разумеется, что если мысль эта будет принята, то при начертании высочайшего манифеста все пункты, изложенные здесь кратко, потребуют более точного и подробного развития. Вероятно, придется многое пояснить и прибавить. Весьма полезно было бы, чтобы проект, прежде поднесения к высочайшей подписи, был разослан к губернским предводителям дворянства с тем, чтобы они, не касаясь основной мысли, указали, чем именно должны быть пояснены и пополнены самые правила, в проекте предначертанные.
[1] Имеются в виду «Жалованные грамоты» дворянству и городам.
[2] Казенные имения - селения государственных крестьян, уплачивающих за пользование землею, на которой они «сидели», феодальную ренту государству в виде денежного оброка.
[3] Задельные имения - барщинные имения; здесь Позен предусматривает сохранение барщины за предоставленный освобожденным крестьянам надел, но с ее оценкой в рублях.
[4] Деление дворян на потомственных и личных со времени издания в 1722 г. Петром I Табели о рангах. Личные дворяне получали патент на дворянство за выслугу. Личный дворянин имел все права и привилегии, за исключением права владеть крепостными крестьянами. Личное дворянство не передавалось по наследству. Категории почетных граждан двух степеней (потомственных и личных) введены в 1832 г. В категорию потомственных почетных граждан включались дети личных дворян, церковнослужителей, ученые, художники, купцы 1-ы гильдии. Они освобождались от рекрутства, податей и телесных наказаний.
Текст воспроизведен по изданию: Конец крепостничества в России (документы, письма, мемуары, статьи). М.: Изд-во МГУ, 1994. С. 92 - 95.
Комментарии |
|