История России - История России с XVII-нач. XX вв. |
Церковь была важнейшей силой, использованной правительством Шуйского для идеологического воздействия на массы и для борьбы с восставшими.
Грамоты патриарха Гермогена, сохранившиеся в составе грамот Филарета, митрополита ростовского, ярославского, устюжского, относятся к периоду наивысшего развития восстания Болотникова; к периоду осады Москвы. Гермоген, получивший патриаршество при Шуйском, решительно выступил против восставших.
Его грамоты изображают восставших как «разбойников» и «татей», которые отступили от бога и православной веры, оскверняя святыни и посягая на имущество и честь населения. Грамоты рассылались от имени патриарха митрополитам (в данном случае ростовскому митрополиту Филарету), от которых в соответствии с церковной иерархией направлялись нижестоящим церковным властям - архимандритам, протопопам и т. д. Грамоты требовали проведения проповедей, церковных церемоний, религиозных обрядов с целью мобилизации масс на борьбу с Болотниковым.
Стремясь внести разложение в ряды восставших, грамоты Гермогена не останавливались перед демагогическими агитационными заявлениями, что якобы «от них (восставших) к государю приезжаючи многие добивают челом и государь милостив их вины им отпущает».
...А сю б еси, сыну, грамоту велел чести на соборе не поодинова, чтобы ведомо было всем православным крестьяном. И в свои монастырские села, по всем святым церквам, с сее нашие грамоты списки посылал к священником и, призывая их, с поучением наказывал от божественнаго писания, чтоб отпадших крестьянский веры разбойников и губителей крестьянских, злодеев, воров, не слушали никак ни в чем, надеяся бы на милость божию и на молитвы пречистыя богородицы и великих чюдотворцов, Леонтия и Исайя и Игнатия и Якова, Аврамия, Петра, и Сидора, и преподобного Кирила чюдотворца, и всех святых молитв, и помня б на чем крест целовали государю царю и великому князю Василию Ивановичу всеа Русии, стояли б против воров крепко, чтоб им тако ж не погинути и з женами и з детми в разорении не быти, как и прочим, которые поддались [196] им. А стоят те воры под Москвою, в Коломенском, и пишут к Москве проклятые свои листы, и велят боярским холопем побивати своих бояр и жены их и вотчины и поместья им сулят, и шпыням и безъимянником вором велят гостей и всех торговых людей побивати и животы их грабити, и призывают их воров к себе и хотят им давати боярство, и воеводство, и окольничество, и дьячество. Божиим же неизреченным человеколюбием и молитвами крепкие нашие заступницы пречистые богородицы и святых великих чюдотворцов московских Петра и Алексея и Ионы, и новаго страстотерпца царевича и мученика Дмитрея, и всех святых молитвами, и целованием креста животворящаго, всенародное множество государьства Московского крепко вооружась стоят против тех врагов креста христова и просятся на них у государя, мстити кровь християнскую. И государь милостив ждет их воров к себе обращения, и чтобы престала брань межуусобная и погибели бы крестьяном не было, к ним злодеем от Москвы ни един же отторжеся, а от них к государю приезжаючи многие добивают челом, и государь милостив их вины им отпущает.
ГПБ. Рукоп. отд., О IV. 17, л. 304-306;
ААЭ, т. II, Jfl 57.
Комментарии |
|