История России - История России с XVII-нач. XX вв.

В начале декабря 1895 года В. И. Ленин и группа его соратников по петербургскому «Союзу борьбы за освобождение рабочего класса» были арестованы. Более 14 месяцев провел Владимир Ильич в одиночной камере петербургского дома предварительного заключения, и только 13 февраля 1897 года ему был объявлен приговор царского суда о высылке в Восточную Сибирь.

В мае Владимир Ильич прибыл на место ссылки - в село Шушенское Минусинского округа Енисейской губернии. В то время это было глухое сибирское село, находившееся более чем в 600 верстах от железной дороги. Но и здесь Владимир Ильич не терял бодрости, энергии и жизнерадостности. Он много и упорно работал над фундаментальным трудом «Развитие капитализма в России», внимательно изучал быт сибирской деревни, положение крестьянства, писал статьи по важнейшим теоретическим вопросам.

Через год в село Шушенское приехала Надежда Константиновна Крупская. Она также была арестована по делу петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». Местом ссылки ей была назначена Уфимская губерния. Но она попросила отправить ее в Шушенское, к Владимиру Ильичу. Здесь Надежда Константиновна стала его женой. До конца жизни Ленина она была его ближайшим другом, соратником и верным помощником.

Находясь в далекой ссылке, Ленин внимательно наблюдал за развитием рабочего движения. Он вел обширную переписку с единомышленниками и соратниками в России и за границей, был осведомлен о деятельности социал-демократических организаций.

С гневом отмечал Ленин рост оппортунизма на Западе, попытки оппортунистов извратить революционную сущность марксизма.

В конце августа 1899 года М. И. Ульянова послала брату в ссылку книгу Бернштейна, в которой тот открыто выступил с ревизией основных положений марксизма. Буквально тотчас же Ленин принялся за чтение книги и на другой день писал матери, что они с Надеждой Константиновной прочли уже больше половины книги: «...содержание ее все больше нас поражает. Теоретически - невероятно слабо: повторение чужих мыслей... Практически - оппортунизм.. безграничный оппортунизм и поссибилизм».

В ссылке Ленин получил из Петербурга документ «экономистов» - так называемое «Кредо» и немедленно выступил с развернутой критикой этой программы российского бернштейнианства. Он пишет резкий обличительный «Протест российских социал-демократов», направленный против «Кредо», и призывает русских социал-демократов объявить решительную войну оппортунистическим идеям «экономистов», отвергавших необходимость создания в России марксистской революционной пролетарской партии. 25 августа 1899 года он сообщает матери: «Насчет credo der Jungen я был прямо-таки поражен бессодержательностью этих фраз. Это не credo, а просто какой-то жалкий набор слов!»

За время пребывания в ссылке Ленин разработал проект программы партии, написал свыше тридцати произведений, в которых наметил задачи русских социал-демократов и выработал план создания общерусской марксистской газеты и будущей рабочей партии.



12/Х. 97.

7-го числа получил я, дорогая мамочка, письмо твое и Митино от 20.IX. Прошлый раз я очень торопился, поэтому писал, помнится, не очень много. Сегодня надо наверстать.

Митю благодарю за письмо. Отвечаю на его вопросы: «Вопросы Философии и Психологии» за 1897 г. получаю, получил и книгу за 1896 г. - пришлю ее по прочтении (пока отдал в Тесь).

Охотой я все еще продолжаю заниматься. Теперь охота гораздо менее успешна (на зайцев, тетеревов, куропаток - новая еще для меня охота, и я потому должен еще привыкнуть), но не менее приятна. Как только вывернется хороший осенний денек (а они здесь нынешний год не редки), так я беру ружье и отправляюсь бродить по лесу и по полям. Ходим большей частью вместе с Проминским; беру хозяйскую собаку, которую я приучил ходить с собой и которая имеет некоторые (небольшие, правда) охотничьи способности. Завел себе свою собаку - взял щенка у одного здешнего знакомого и надеюсь к будущему лету вырастить и воспитать его: не знаю только, хороша ли выйдет собака, будет ли чутье. Распознавать это я не умею, а по происхождению моего «Пегаса» составить вполне определенного мнения о его [46] качествах нельзя. Купленная всем нам в С.-Петербурге ватная куртка чрезвычайно удобна для охоты, и я не могу нахвалиться ею. Вообще же насчет туалета зимнего и прочего (о чем ты спрашиваешь) должен сказать, что у меня всего предостаточно. Многим я уже запасся на зиму в Минусинске, кое-что куплю еще. Вообще покупать в Минусинске очень нелегко: выбор самый жалкий, магазины сельского типа (всякая всячина; товар приходит периодически, и я как раз попал в такое время, когда товар старый вышел, а новый еще не пришел), так что привыкшему к столичным магазинам трудновато искать в них. Впрочем, эти столичные привычки давно пора бросить: здесь они совсем не к месту и надо привыкать к местным. Я уже привык, кажется, достаточно, только вот насчет закупок все еще рассуждаю иногда по-питерски: стоит, дескать, зайти в лавку и взять...

Расскажу поподробнее о своей поездке. В Минусинске я пробыл только два дня, все время прошло в беготне по лавкам, в хлопотах по делу Базиля (написали мы с ним жалобу на приговор мирового судьи, и сам сей судья признал, что его приговор слишком суров[1]. Посмотрим, чем решит 2-ая инстанция), в посещении знакомых. Политиков теперь в Минусинске довольно много: Тырков А. В. (по делу 1 марта 1881 г.), Тютчев Н. С. и Яковлев Е. К. (народоправцы), Мельников (народоволец), Блажеевский (польский рабочий), Райчин С. Гр. (наиболее близкий мой знакомый; товарищ и по направлению), Кон Ф. Я. (поляк - интеллигент; отбыл каторгу), Стояновский (по делу Гинзбург; отбыл каторгу). Повидал их почти всех. Думаю, что в зиму удастся еще раз съездить. Такие временные наезды, пожалуй, даже лучше, чем жизнь в Минусинске, который меня не тянет. Одно преимущество в нем - почта (в Ачинске это преимущество еще гораздо сильнее, [47] и, конечно, я бы «предпочел» Ачинск). Но это мимоходом, ибо я вполне освоился с Шушей и с зимовкой здесь, о переводе не хлопочу и тебе не советую хлопотать.

В Тесь я поехал вместе с Базилем. Проводил там время очень весело и чрезвычайно доволен был повидать товарищей и пожить в компанийке после моего шушенского сиденья. Компанийка живет, однако, хуже, пожалуй, чем я. Т. е. не в отношении квартиры и пр. - в этом-то они устроились лучше, - а в отношении удовлетворенности. Глеб прихварывает изрядно, хандрит частенько; Базиль тоже, оказалось, вовсе не так уж «процветает», хотя это - самый уравновешенный из тесинцев. Э. Э. хозяйничает, очень довольна жизнью в Теси; тоже хворает. Хозяйничать ей нелегко, ибо прислуги нет; в Сибири вообще в деревне очень и очень трудно найти прислугу, а летом прямо невозможно. Поэтому так, как я, на полном пансионе, устроиться можно недурно, а своим хозяйством очень нелегко. Тесинцы живут гораздо «общительнее» (так сказать), чем я: в Теси знакомы с фельдшерицей, затем недалеко (верстах в 15) живут бывшие курсистки, с которыми они видятся нередко[2]. Я не теряю надежды, что и унылое настроение у них пройдет. Глеб и Базиль имеют теперь работу[3]: без нее они не могли бы жить, ибо пособия имеют лишь 24 руб. (на жену Базилю не хотят давать, ибо женился уже в ссылке).

Еще насчет библиотеки. Из какой библиотеки взял Митя «Вопросы Философии и Психологии»? Не из Петровской ли? Если да, нельзя ли прислать каталог ее (новый)? Там ведь, кажется, дают книги без срока.


Твой В. У. [48]


Я вполне здоров, разумеется; занимаюсь; и чувствую себя вполне хорошо. Доктор (северный) просит послать всем привет[4] (Я переписываюсь и с ним и с Колумбом довольно правильно.)[5]

Послано из с. Шушенского в Москву


[1] За самовольную отлучку в Минусинск В. В. Старков был привлечен к судебной ответственности и приговорен к трехдневному аресту. За такое нарушение полагалось письменное или устное «внушение» или штраф, а не арест. Деятельное вмешательство В. И. Ленина в дело Старкова избавило его от противозаконного приговора.

[2] «Бывшие курсистки» - Екатерина Ивановна и Глафира Ивановна Окуловы, которые жили у своего отца в селе Шошине, где отбывали гласный надзор полиции. Г. И. Окулова («Зайчик») - впоследствии активная «искровка» и большевичка.

[3] Г. М. Кржижановский и В. В. Старков работали в комиссии по урегулированию русла реки Минусинки в городе Минусинске, куда они приезжали два раза из села Тесинского для участия в заседаниях этой комиссии.

[4] Имеется в виду А. П. Скляренко. Ред.

[5] Переписка не сохранилась. Ред.


Текст воспроизведен по изданию: Любящий тебя В. Ульянов. Письма В. И. Ленина матери. - М., 1978. С. 46-49.

Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."