История России - История России с XVII-нач. XX вв. |
В начале декабря 1895 года В. И. Ленин и группа его соратников по петербургскому «Союзу борьбы за освобождение рабочего класса» были арестованы. Более 14 месяцев провел Владимир Ильич в одиночной камере петербургского дома предварительного заключения, и только 13 февраля 1897 года ему был объявлен приговор царского суда о высылке в Восточную Сибирь.
В мае Владимир Ильич прибыл на место ссылки - в село Шушенское Минусинского округа Енисейской губернии. В то время это было глухое сибирское село, находившееся более чем в 600 верстах от железной дороги. Но и здесь Владимир Ильич не терял бодрости, энергии и жизнерадостности. Он много и упорно работал над фундаментальным трудом «Развитие капитализма в России», внимательно изучал быт сибирской деревни, положение крестьянства, писал статьи по важнейшим теоретическим вопросам.
Через год в село Шушенское приехала Надежда Константиновна Крупская. Она также была арестована по делу петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». Местом ссылки ей была назначена Уфимская губерния. Но она попросила отправить ее в Шушенское, к Владимиру Ильичу. Здесь Надежда Константиновна стала его женой. До конца жизни Ленина она была его ближайшим другом, соратником и верным помощником.
Находясь в далекой ссылке, Ленин внимательно наблюдал за развитием рабочего движения. Он вел обширную переписку с единомышленниками и соратниками в России и за границей, был осведомлен о деятельности социал-демократических организаций.
С гневом отмечал Ленин рост оппортунизма на Западе, попытки оппортунистов извратить революционную сущность марксизма.
В конце августа 1899 года М. И. Ульянова послала брату в ссылку книгу Бернштейна, в которой тот открыто выступил с ревизией основных положений марксизма. Буквально тотчас же Ленин принялся за чтение книги и на другой день писал матери, что они с Надеждой Константиновной прочли уже больше половины книги: «...содержание ее все больше нас поражает. Теоретически - невероятно слабо: повторение чужих мыслей... Практически - оппортунизм.. безграничный оппортунизм и поссибилизм».
В ссылке Ленин получил из Петербурга документ «экономистов» - так называемое «Кредо» и немедленно выступил с развернутой критикой этой программы российского бернштейнианства. Он пишет резкий обличительный «Протест российских социал-демократов», направленный против «Кредо», и призывает русских социал-демократов объявить решительную войну оппортунистическим идеям «экономистов», отвергавших необходимость создания в России марксистской революционной пролетарской партии. 25 августа 1899 года он сообщает матери: «Насчет credo der Jungen я был прямо-таки поражен бессодержательностью этих фраз. Это не credo, а просто какой-то жалкий набор слов!»
За время пребывания в ссылке Ленин разработал проект программы партии, написал свыше тридцати произведений, в которых наметил задачи русских социал-демократов и выработал план создания общерусской марксистской газеты и будущей рабочей партии.
25/V. 97.
Получил третьего дня письмо твое, дорогая мамочка, от 5-го мая и отвечаю с первой почтой. Я удивляюсь теперь, в свою очередь, как это вышло так, что я долго не писал в конце апреля: должно быть, пропустил денек-другой за тогдашней сутолокой, а потом писал очень часто и перед отъездом из Красноярска и с дороги. Отсюда пишу тоже часто: каждую неделю. Чаще писать положительно не хватит материала; впрочем, на все письма я отвечаю тотчас, так что иногда выходило, кажется, и по 2 раза в неделю.
О здоровье Э. Э. теперь не имею известий: должно быть, удовлетворительно, потому что тесинцы ничего не пишут. Дорога ее утомила изрядно, особенно на лошадях, и она рвалась в деревню на отдых. О письме твоем к ней, адресованном на мое имя, я, право, не помню: весьма может быть, что передал, но забыл уже.
Я просто расхохотался, прочитав в твоем письме, что Митя, «чудак такой», не едет сюда! Да ведь я же в шутку писал про это![1] Ну, с какой же стати ему тащиться за 4500 верст, терять месяц (туда и назад) на переезды, - и все из-за такой прелести, как Шу-шу-шу! Мне досадно только, что из-за меня у вас так долго ничего не решается насчет лета и вы упускаете и лучшее время и лучшие дачи и т. д.
Жаль, что книги отправлены (если отправлены уже: ты пишешь, что «на днях» посылаете их) так поздно. Я думал, что они уже в пути. Надо бы узнать теперь, когда они придут в Красноярск. Пожалуй, не раньше конца лета! [38]
Живу я здесь недурно, усиленно занимаюсь охотой, перезнакомился с местными охотниками и езжу с ними охотиться[2]. Начал купаться - пока еще приходится ходить довольно далеко, версты 2 1/2, а потом можно будет поближе, версты 1 1/2. Но для меня все такие расстояния ничего не значат, потому что я, и помимо охоты и купания, трачу большую часть времени на прогулки. Скучаю только по газетам: надеюсь, что теперь уже скоро стану получать их, что они у вас уже посланы.
Получил письмо Базиля из Теси. Пишет, что Тесь - страшная дрянь, голая пустыня, ни лесу, ни реки вблизи (за 2 версты есть - это ему далеко!), ни охоты, ни рыбной ловли. Так что, значит, если уж перебираться в другое место, то они должны сюда, а мне нет ни малейшего интереса к ним. К ним приезжала на день (14-го мая) А. М. из Красноярска: она приехала, сопровождая партию переселенцев, затем уехала опять в Красноярск и собиралась вскоре приехать уже на жительство в Тесь.
Поклон всем нашим.
Твой В. У.
Послано из с. Шушенского в Москву
[1] См. настоящий сборник, с. 32. Ред.
[2] Во время пребывания в селе Шушенском В. И. Ленин ходил на охоту вместе с проживавшими там ссыльными О. А. Энгбергом, И. Л. Проминским и местными крестьянами И. С. Ермолаевым и П. Т. Строгановым.
Текст воспроизведен по изданию: Любящий тебя В. Ульянов. Письма В. И. Ленина матери. - М., 1978. С. 38-39.
Комментарии |
|