История России - История России с XVII-нач. XX вв.
Bp. и. д. начальника финляндского жандармского управления. 1 сентября 1905 г., № 2422, г. Гельсингфорс.


Секретно.

Командиру отдельного корпуса жандармов.

В пятницу 26 августа (8 сентября) надсмотрщик и вахтер таможенной конторы города Якобстада, совершая на лодке сторожевую поездку, прибыли во 2 часу пополудни к шхерам прихода Ларсмо, при чем у острова Калльшер усмотрели пароход, вместимостью около 300 тонн, сидящий на мели; к пароходу привязаны две небольшие лодки. Поднявшись на палубу, они увидели около 20 составленных в козлы винтовок с примкнутыми штыками и повсюду в беспорядке разбросанные ящик разной величины, из коих один - вскрытый - оказался с динамитными патронами. Через несколько времени на палубу явился господин в статском платье, который, отрекомендовавшись штурманом парохода, произнес на шведском языке: „Здесь важное дело, пароход будет взорван, вы должны удалиться или остаться здесь; даю вам время на размышление", а вслед за тем повел их вниз, в каюту. Здесь к ним приставили стражников, которые, меняя друг друга, стояли с револьвером в одной и с патронами в другой руке. Время от времени заключенных посещал штурман, при чем, указывая на то, что на пароходе имеется 20 вооруженных людей, советовал не сопротивляться; когда же таможенные чины высказывали желание исполнить требование и уйти, то возражал: „Нет, вы не уйдете, пока вам не позволят". Во время одного из таких посещений в каюту пришел капитан парохода, в возрасте около 35 лет, в сюртуке с медными пуговицами; поговорив о чем-то со штурманом на английском языке, он взял лежавший на койке английский флаг и удалился. [241]

Заключение таможенных чинов в каюте продолжалось около 1 часу, после чего последовало разрешение им удалиться. На палубе штурман им заметил: „Вы исполняете свою службу, но у нас нет ни сахару, ни кофе; вы видите ружья, револьверы, патроны и динамит, и ничего против нас сделать не можете". На вопрос надсмотрщика: „откуда пароход идет?" возразил: „вот этого-то вам и не нужно знать; здесь лица разных наций, а команда русская". Слова эти таможенные чины поняли в том смысле, что начальствующие лица на пароходе разных наций, а матросы русские. Разговаривая дальше штурман высказал, что „если бы не было тумана, то пароход не был бы здесь, что пароход удачно пробрался сюда, но, выходя в море, сел на мель"; в заключение же он заявил, что таможенным чинам следует удалиться по возможности дальше, так как скоро последует большой „шум". Сев в лодку, таможенные чины направили ее за остров и стали наблюдать, при чем заметили, что к пароходу со стороны моря направлялась довольно большая парусная лодка. Вскоре после этого раздались взрывы.

Во время вышеприведенного разговора таможенные чины заметили, что люки в кормовой и носовой частях были закрыты, а в средней части открыты. Эта последняя оказалась наполовину наполненною водою, под которою виднелись ящики разной величины.

В тот же день трое рыбаков, ловя рыбу у шхер Ларсмо, в расстоянии около 2 километров от парохода, услышали три последовавших один за другим взрыва и, получив разрешение от таможенных чинов, направились на взорванный пароход, при чем усмотрели, что совершенно разрушены часть кормы и вся средняя часть, которые лежат под водою. На уцелевших частях парохода они нашли 36 магазинных ружей со штыками, системы Ветерлей, а затем плавающие на воде три ящика с 6-зарядными револьверами системы Веблей, которые взяли с собою. Спустя несколько времени после взрыва они заметили удалявшуюся на юг, при юго-восточном ветре, парусную лодку.

В течение последовавшего за тем времени, до прибытия 28 сего августа месяца, в 3 часа пополудни, на место происшествия г-на губернатора Вазаской губернии, -пароход оставался без охраны, вследствие чего местные рыбаки выгружали винтовки из-под воды и увозили их с собою. Таких винтовок впоследствии было представлено обратно более 1 000 штук. Передавали также, что в субботу 27 августа к пароходу пристала шведская спасательная лодка из числа тех, которые, в поисках за работою, плавают по финляндскому берегу Ботнического залива, при чем спускавшийся с лодки водолаз заявил, что имеется на пароходе очень много оружия; извлечены были одна винтовка и 2 флага - английский и немецкий.

Не могу также не отметить, что за несколько времени до взрыва к берегу у деревни Круг пристала небольшая парусная лодка с 4 неизвестными населению пассажирами. Из них двое, имея 4 посылки, вышли на берег и в ближайшей торпе Нюмана справлялись о месте жительства крестьянина Симона Финне, объясняя при этом, что приехали с севера и едут на юг.

Опрошенный производящими дознание по настоящему делу С. Финне показал, что лиц этих он не знает и что за 5 марок согласился отвезти их в город Якобстад. Дорогою они, однако, раздумали ехать в город и, обещая прибавить 1 марку, высказали желание ехать дальше, минуя город. Ввиду этого он отвез незнакомцев в имение Бреннэс, в 2 километрах к югу от города Якобстада. Наведенные здесь справки указывают на то, что вечером в день взрыва парохода у острова Калльшер в имение прибыло двое молодых людей высокого роста и крепкого телосложения, которые за неимением лошадей вернулись обратно в город пешком; здесь следы их теряются, и место остановки их пока не выяснено. [242]

В воскресенье 28 сего августа, вследствие заявления местной малолетней девочки, обнаружены были в нескольких местах на острове Калльшер выгруженные экипажем парохода и покрытые брезентом и ельником около 700 винтовок вышеназванной системы, ящики с револьверами, патронами и взрывчатым веществом, провода для производства взрыва, мужской галстух с надписью: „Gardiner et Соmр. The Scotch House. L. London", обложка от какого-то пакета: „The London Wax Vesto Company's Braide et Lights for Lighting, Cigars and Pipes", обложка с пакета с какао: „Bensdorp's reiner Holland. Cacao Amsterdam", на русском языке речь анархиста перед судом присяжных в Париже и лист издания „Революционная Россия", № 68.

На носовой части парохода заметны сохранившиеся остатки названия его. Из найденного ныне остатка судового журнала выяснено, что пароход назывался „John Grafton" („Джон Графтон").

В осведомленных кругах города Якобстада передают, что за несколько времени до настоящего происшествия по всем прибрежным городам края последовал запрос о желании принять на хранение груз оружия, и что в местной телеграфной конторе все дело хорошо известно. Генерал-губернатор, по моему докладу, сделал распоряжение о высылке из якобстадской конторы всей телеграфной корреспонденции за истекший месяц.


Ротмистр Комендантов.


(Ленинградское отделение Центрального исторического архива. Дело Д. П. 1905 г. О. О. № 450, т. II, л. А. Пароход „Джон Графтон".)


Текст воспроизведен по изданию: Боевая группа при ЦК РСДРП (б) (1905-1907 гг.): статьи и воспоминания. - М.; Л., 1927. С. 241 - 243.

Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."