С.-Петербург. 28 сентября (11 октября) 1912 г. № 2131[1]Полагали бы крайне желательным поставить теперь же на обсуждение вопрос о вмешательстве держав с целью прекратить войну после первых же решительных действий борющихся сторон.
Конечно, от характера, который примут военные действия, и от степени успеха той или другой стороны будет зависеть достижение возможных результатов в определении оснований вмешательства. Полагаем, однако, что затяжной характер войны едва ли соответствовал бы интересам балканских государств в виду ограниченности их рессурсов.
Представлялось бы наиболее целесообразным, если бы Франция приняла на себя продолжение столь успешно уже начатого дела объединения европейских держав. Крайне важно подготовить почву для своевременного вмешательства в Англии, учитывая возможность уклончивости с ее стороны в этом вопросе, если бы затяжка войны представлялась благоприятной для Турции.
Придаем этому вопросу первостепенное значение, ибо при твердом нежелании нашего правительства быть втянутым в войну, нам будет крайне трудно бороться с общественным мнением в случае, если славяне окажутся в критическом положении. Между тем Франция и, казалось бы, Англия прямо заинтересованы в том, чтобы Россия была избавлена от активного вмешательства. С другой стороны, чем раньше будет остановлена война, пока не истощатся рессурсы обеих сторон, тем меньше затруднений будет в приискании компромисса между разноречивыми интересами.
Благоволите доверительно объясниться по этому вопросу с Пуанкаре и о точке зрения его уведомить нас в возможно непродолжительном времени.
Сазонов.
[1] Текст этой телеграммы в измененном и сокращенном виде был напечатан в «Сборнике дипломатических документов, касающихся событий на Балканском полуострове». Изд. мин. ин. дел. 1914 г., стр. 20.
Текст воспроизведен по изданию: Красный архив. - Т. 16 (№ 3). - М., 1926. С. 4.