История России - История России с XVII-нач. XX вв.

По государеву цареву и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии слову боярина и дворецково Степана Васильевича Годунова в Володимер, губному старосте Несмеяну Зловидову.

В нынешнем в 113-м году писал еси ко государю царю великому князю Борису Федоровичю всеа Русии – приезжал ты по государеве грамоте, по челобитью Троецкого архимандрита Кирила з братьею, сыскивать про спорную землю деревни Омутища и деревни Крутые Поляны, что аргоновские крестьяне межи переорали и грани испортили. И Аргуновские волости староста Петруша Седельцо, да целовальник Якушко, прозвище Гудок, да крестьяне Обросим Ондреев, да Михалко Семенов, да Куземка Фролов, да Одинец Васильев, собрався со многими людьми, вышли с ослопы, и с рогатины, и с самопалы, голсударевы грамоты у тебя не послушали, и сыскивать не пустили, и окольних людей, и старожильцов, и троецкого приказщика Федьку Конищева хотели убити насмерть, а губново целовальника и убили. И в Приказе Большого Дворца аргуновские крестьяне Обросимко Ондреев да Митька Лихачев Троица-Сергиева монастыря с служкою, с Федькою Конищевым, очи на очи ставлены, и про спорную землю деревни Омутища и деревни Крутые [Поляны] сыскивано государевыми жалованными грамотами, и вотчинниковыми данными, каковы дано Троецкому монастырю, и писцовыми книгами: почему Аргуновские волости крестьяне называли те деревни аргуновскими деревнями. И по тем государевым жалованным грамотам и по данным деревнею Омутищи, и деревнею Крутою Поляною, и тех деревень всякими угодьи довелось владети живоначальные Троицы-Сергиева монастыря архимандриту Кирилу, да келарю старцу Илье з братьею, а Аргуновские волости крестьяном в те деревни и в угодья вперед вступатись не довелось, и челобитья их слушати не велено, потому что в писцовых книгах те деревни в Аргуновской волости не написаны, опричь того, что называли крестьяне писцом Федору Наумову, и называли те деревни своими, а суда и сыску в тех книгах не написано, и не укреплены те деревни у Аргуновской волости ничем.

И как к тебе ся грамота придет, и ты б деревню Омутища и деревню Крутую Поляну со всеми угодьи в Троиецкой монастырь архимандриту Кириллу да келарю старцу Илье з братьею, а Аргуновские волости крестьяном сказал, что они вперед в те деревни и в угодья не вступались никоторыми делы, а учнут вступатца, и государь, сыскав, велит им указ учинить. А того еси берег накрепко, чтоб у аргуновских крестьян с троицкими крестьяны в той земле и в угодьях, и на земле, и на угодьех бою и драки такие, как у них было наперед сего, не было никоторыми делы, и нихто б в чужие земли не вступался. А которые крестьяне учтут в те деревни и в угодья вступатца или учинит хто на земле драку и бой, и на тех бы еси людей писал ко государю царю и великому князю Борису Федоровичю всеа Руси к Москве именно и велел отписки отдавати в Приказе Большого Дворца мне, боярину и дворецкому Степану Васильевичю Годунову, и государь о том велит указ чинить. А что государевы царевы и великого князя Бориса Федоровича всеа Руси грамоты у тебя Аргуновские волости крестьяне, староста Петрушка Седельцо с товарищи, не послушали про спорную землю деревни Омутища и деревни Крутые [Поляны] сыскивати не пустили, и окольних людей и старожильцов, троецкого приказщика Федьку, хотели убить на смерть, а губного целовальника и убили, и за то старосту Петрушку с товарищи, трех человек, передо всеми волостными людми, розболокши, велел бы еси бити батоги нещадно, чтоб неповадно было так воровать иным крестьяном, государевых грамот ослушатца, и приказных людей и старожильцов и окольных людей бить.

А прочет сю грамоту и списав с нее список слово в слово, отдал бы еси ее Троицы Сергиева монастыря архимандриту Кирилу да келарю старцу Илье з братьею, и оне ее держат у себя наперед для иных приказных людей. К сей грамоте боярин и дворецкой Степан Васильевич Годунов печать свою приложил.

Лета 7113, марта в 18 день

На обороте: Дъяк Филипп Голенищев.

Отметка о получении грамоты: 113-го апреля в 21 день привез грамоту троецкой слуга Григорей Хохлов.

Народное движение в России в эпоху Смуты начала XVII века, 1601 – 1608. Сборник документов. М., 2003. С. 43 – 44.

От составителей издательства «Наука»:

Грамота Бориса Годунова воссоздает один из эпизодов упорной борьбы крестьян Аргуновской вол. с властями Троице-Сергиева м-ря за спорные земли у дд. Омутищи и Крутые Поляны, присвоенные монастырем. Противоборство сторон началось во второй половине XVI в., с того времени, когда царские писцы, несмотря на протесты аргуновских крестьян, без сыска и суда, отнесли по писцовой книге издревле принадлежавшие им земли к вотчинным владениям монастыря. В 1604 г. аргуновские крестьяне самовольно перепахали межи и испортили грани на спорной земле. Когда же туда прибыл для производства дознания губной староста со своими людьми, монастырский приказчик со старожильцами, крестьяне оказали им вооруженное сопротивление, явившись всем миром с дубинами (“ослопами”), рогатинами и самопалами. В происшедшей стычке взбунтовавшиеся крестьяне взяли верх, убили старосту, отказались слушать царские грамоты. Разбирательство конфликта было перенесено в Москву, в Приказ Большого Дворца, где дело было решено в пользу монастыря, что и было объявлено в царской грамоте. В соответствии с ней подтверждалось право вотчинного владения Троице-Сергиева м-ря земельными угодьями указанных деревень, а зачинщиков выступления аргутинских крестьян, волостного старосту Петра Седельца и троих его сообщников, предписано было “передо всеми волостными людьми” публично “бити батоги нещадно, чтоб неповадно было так воровать иным крестьяном, государевых грамот ослушатца, и приказных людей, и старожильцов, и окольных людей бити”.

Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."