История России - История России с XVII-нач. XX вв. |
Введение
1. Государственный совет составляет государственное установление, в коем обсуждаются законодательные предположения, восходящие к верховной самодержавной власти по силе Основных государственных законов и в порядке, установленном в сем Учреждении и в Учреждении Государственной думы. В Государственном совете образуются также департаменты и особые присутствия для рассмотрения дел, к ведению оных отнесенных.
2. Государственный совет образуется из членов по высочайшему назначению и членов по выборам.
3. Председатель и вице-председатель Государственного совета назначаются ежегодно высочайшей властью из числа членов Совета, по высочайшему назначению. Вице-председатель Совета в случае отсутствия председателя исполняет обязанности последнего, в остальное же время участвует в собраниях Совета на правах его члена.
4. Каждый из членов при вступлении в Государственный совет подписывает присягу по форме, при сем приложенной.
5. Государственный совет в делах, ему предлагаемых, пользуется всей свободой мнений.
6. В Государственный совет воспрещается являться депутациям, а также представлять словесные или письменные заявления и просьбы.
7. Председатель Государственного совета ежегодно повергает на высочайшее воззрение всеподданнейший отчет о деятельности Совета за каждую истекшую сессию.
8. Для производства дел по Государственному совету состоит Государственная канцелярия.
Р а з д е л п е р в ы й
О Государственном совете
Г л а в а п е р в а я
О членах Государственного совета
9. Общее число членов Государственного совета, призываемых высочайшей властью к присутствованию в Совете из среды его членов [53] по высочайшему назначению, не должно превышать общего числа членов Совета по выборам. Состав присутствующих в Совете членов по высочайшему назначению может быть пополняем из числа сих членов, как не присутствующих в Совете, так и вновь назначаемых. Члены по высочайшему назначению увольняются только по их о том просьбам.
10. Состав членов Совета по выборам может быть заменен новым составом до истечения срока полномочий сих членов (ст. 18) по указу императорского величества, коим назначаются и новые выборы членов Совета.
11. Состав присутствующих в Совете членов по высочайшему назначению, а также членов по выборам ежегодно публикуется во всеобщее сведение.
12. Члены Государственного совета по выборам избираются:
1) от духовенства православной российской церкви; 2) от губернских земских собраний; 3) от дворянских обществ; 4) от императорской Академии Наук и императорских российских университетов и 5) от Совета торговли и мануфактур московского его отделения, местных комитетов торговли и мануфактур, биржевых комитетов и купеческих управ.
Примечание. Правила о выборах членов Государственного совета от губернских земских собраний в губерниях, в коих введены земские учреждения на основании высочайше утвержденного 12 июня 1890 года Положения, а также правила о производстве выборов членов Государственного совета от землевладельцев в губерниях: Астраханской, Виленской, Витебской, Волынской, Гродненской, Киевской, Ковенской, Курляндской, Лифляндской, Минской, Могилевской, Оренбургской, Подольской, Ставропольской и Эстляндской, в Области войска Донского и в губерниях Царства Польского при сем приложены.
13. От духовенства православной российской церкви избираются Святейшим синодом в порядке, им с высочайшего утверждения определяемом, шесть членов Государственного совета: трое из монашествующего православного духовенства и трое из белого православного духовенства.
14. Каждое губернское земское собрание избирает по одному члену Государственного совета.
15. Дворянские общества в губерниях и областях, в которых производятся дворянские выборы, избирают из своей среды каждое по два выборщика. СЪезд сих выборщиков собирается в С.-Петербурге и выбирает из своей среды восемнадцать членов Государственного совета.
16. Императорская Академия Наук и каждый императорский российский университет избирают по три выборщика: Академия в полном академическом собрании избирает их из числа ординарных академиков, а совет каждого университета - из числа ординарных [54] его профессоров. СЪезд сих выборщиков собирается в С.-Петербурге и выбирает из своей среды шесть членов Государственного совета.
17. Совет торговли и мануфактур избирает четырех выборщиков, в том числе двух от торговли и двух от промышленности. Московское отделение сего Совета, а также иваново-вознесенский, костромской и лодзинский комитеты торговли и мануфактур - по два выборщика от промышленности, прочие комитеты торговли и мануфактур - по одному выборщику от промышленности; биржевые комитеты: с.-петербургский и московский (общих бирж) - по четыре выборщика, в том числе по два от промышленности и по два от торговли, варшавский, одесский, киевский, нижегородский, рижский, ростовский-на-Дону, харьковский (общей биржи), самарский, саратовский, лодзинский, либавский, екатеринбургский, пермский, томский и омский - по два выборщика, в том числе по одному от промышленности и по одному от торговли, комитет Харьковской каменноугольной биржи - одного выборщика от промышленности, все же прочие биржевые комитеты, а также купеческие управы - по одному выборщику от торговли, сЪезд сих выборщиков собирается в С.-Петербурге и избирает из своей среды двенадцать членов Государственного совета, в том числе шесть от промышленности и шесть от торговли.
18. Члены Государственного совета по выборам избираются сроком на девять лет с тем, чтобы каждые три года одна треть каждого разряда сих членов выбывала в очередном порядке. В тех случаях, когда число членов Совета данного разряда не делится на три, превышающее делимое на три число членов выбывает в составе последней трети. Взамен выбывающей к истечению трехлетнего срока трети членов Совета по выборам избирается подлежащими установлениями такое же число членов Совета соответствующих выбывающим разрядов. Выбывающие в очередном порядке члены Совета могут быть вновь избираемы.
Примечание. В первые по издании указа 20 февраля 1906 года (собр. узак., 198) выборы в члены Государственного совета избирается полное число членов Совета с тем, чтобы по истечении первого трехлетия со дня выборов одна треть каждого разряда первоначального состава членов, а по истечении второго трехлетия другая треть каждого разряда того же состава членов выбывала по жребию с соблюдением при том правил, постановленных в сей (18) статье.
19. Избрание членов Государственного совета производится подлежащими съездами (ст. 15-17) под председательством выбранных ими из своей среды лиц.
20. Не могут быть избираемы в члены Государственного совета: 1) лица, не достигшие сорокалетнего возраста; 2) не окончившие курс хотя бы в средних учебных заведениях или не выдержавшие соответствующего испытания; 3) иностранные подданные и 4) указанные [55] в пункте 1 статьи б, и в статьях 7 и 8 Положения о выборах в Государственную думу лица, не участвующие в выборах в Думу.
Примечание 1 (по Прод. 1908 г.). Указанные в пункте 4 сей (20) статьи: пункт 1 статьи 6 Положения о выборах в Государственную думу издания 1906 года соответствует пункту I статьи 9 и пункту 1 статьи 227 того же Положения издания 1907 года; статья 7 Положения о выборах в Государственную думу издания 1906 года соответствует пунктам 1-4 и 6-8 статьи 10 и статье 228 того же Положения издания 1907 года; статья 8 Положения о выборах в Государственную думу издания 1906 года соответствует статьям Пи 229 того же Положения издания 1907 года.
21. Выборы производятся закрытой подачей голосов посредством баллотировки шарами или посредством записок. Избранными считаются получившие более половины голосов избирателей в порядке большинства голосов; в случае же их равенства - избрание определяется по жребию. Если число получивших более половины голосов не достигнет подлежащего избранию числа выборщиков или членов Государственного совета, то на следующий день производятся дополнительные выборы недостающего числа выборщиков или членов Совета. В случае безуспешности этих дополнительных выборов на третий день производятся окончательные выборы недостающего числа выборщиков или членов Совета, причем избранными считаются получившие относительное большинство голосов.
22. Жалобы на неправильность производства выборов в члены Государственного совета приносятся на имя Совета. Жалобы эти подаются в трехдневный срок со дня закрытия подлежащего избирательного собрания или сЪезда его председателю и препровождаются им с его объяснениями в Совет в недельный срок со дня получения жалобы.
23. В случае отмены всего выборного производства Государственным советом производятся подлежащими установлениями новые выборы. В случае же отмены выборов по отношению к отдельным членам Совета на место их вступают в порядке старшинства избирательных баллов те из следующих за ними лиц, которые получили при выборах большинство голосов. Если таких лиц не окажется, то производятся подлежащим избирательным собранием или сЪездом новые выборы.
24. В случае выбытия из состава Государственного совета члена по выборам, если до окончания срока, на который он был избран в Совет, остается более года, выбывшего члена на остающийся его срок полномочий заменяет в порядке старшинства избирательных баллов следующее за ним лицо, получившее при выборах большинство голосов. Если такого лица не окажется, то производятся подлежащим избирательным собранием или сЪездом новые выборы.
25. РазЪяснение сомнений по применению постановлений сего [56] Учреждения относительно выборов в члены Государственного совета принадлежит Правительствующему сенату, причем дела сии разрешаются в Первом его департаменте порядком, указанным в статье 21 Положения о выборах в Государственную думу.
Примечание 2 (по Прод. 1908 г.). Указанная в сей (25) статье статья 21 Положения о выборах в Государственную думу издания 1906 года соответствует статьям 26 и 241 того же Положения 1907 года
26. Члены Государственного совета по выборам не обязаны отчетом перед своими избирателями и в отношении свободы суждений и мнений по делам, подлежащим ведению Совета, подчиняются соответствующим правилам, постановленным для членов Государственной думы.
27. Члены Государственного совета по выборам в отношении лишения и ограничения личной их свободы и временного устранения от участия в собраниях Совета, равно как условий и порядка отказа от звания члена Совета, сложения сего звания и выбытия из состава Совета в случаях, указанных в статье 17, пунктах 1 и 2 статьи 18 и статье 19 Учреждения Государственной думы, подчиняются соответствующим правилам, постановленным для членов Государственной думы.
28. Членам Государственного совета по выборам в течение его сессии производится суточное из казны довольствие в размере двадцати пяти рублей в день каждому. Сверх того означенным членам Совета возмещаются из казны раз в год путевые издержки по расчету пять копеек на версту от места их жительства до С.-Петербурга и обратно. Упомянутые члены Совета, если они занимают другие должности, коим присвоено содержание, получают его лишь в случае отказа от суточного довольствия.
Г л а в а в т о р а я
О порядке производства дел в Государственном совете
29. Законопроекты поступают в Государственный совет из Государственной думы (Учр. Гос. думы, ст. 49). Законопроекты, предначертанные по почину Государственного совета, вносятся в Совет либо министрами и главноуправляющими отдельными частями, либо комиссиями, образованными из членов Государственного совета (ст. 56 сего Учр.).
30. Продолжительность ежегодных занятий Государственного совета и сроки перерыва в течение года определяются указами императорского величества.
31. Для законного состава заседаний Государственного совета требуется присутствие не менее одной трети общего числа данного [57] состава членов Совета без различия членов по высочайшему назначению либо по выборам.
32. От Государственного совета зависит предначертанные по его почину или же переданные из Государственной думы и ею одобренные законопроекты обращать для предварительного соображения в особые, образуемые для сего Советом из своей среды комиссии.
33. Заседания Государственного совета, а также образуемых Советом комиссий назначаются, открываются и закрываются председателями.
34. Суждения Государственного совета по делу прекращаются, если оно постановлением Совета признано недостаточно выясненным.
35. В собраниях Государственного совета могут присутствовать министры и главноуправляющие отдельными частями, но участвовать в голосовании они имеют право только в том случае, если состоят членами Совета.
36. Государственный совет может обращаться к министрам и главноуправляющим отдельными частями за разЪяснениями, непосредственно касающимися рассматриваемых им дел. Министры и главноуправляющие имеют право отказаться от сообщения Совету разЪяснений по таким предметам, кои по соображениям государственного порядка не подлежат оглашению. Равным образом министры и главноуправляющие должны быть выслушаны в собрании Государственного совета каждый раз, когда они о том заявят.
37. РазЪяснения сообщаются в указанном предшедшей (36) статьей порядке министрами и главноуправляющими отдельными частями как лично, так и через их товарищей или начальников отдельных частей центрального управления. Сведения же по специальным предметам могут быть предъявляемы ими при содействии других должностных лиц, заведующих делами по означенным предметам.
38. В заседания образуемых Государственным советом комиссий ни посторонние лица, ни представители печати не допускаются.
39. Председателю Государственного совета предоставляется разрешать присутствие в заседаниях общего его собрания, кроме заседаний закрытых, посторонним лицам в числе, не превышающем количества отведенных для них мест с соблюдением установленных правил. От председателя Совета зависит разрешать с соблюдением тех же правил присутствовать в заседаниях общего его собрания, кроме заседаний закрытых, представителям выходящих в свет изданий повременной печати в числе, не превышающем количества отведенных для них мест, но не более одного от отдельного издания. В заседаних общего собрания Государственного совета, кроме заседаний закрытых, имеют право присутствовать члены Государственной [58] думы, сенаторы и особы дипломатического корпуса. В случае нарушения лицами, допущенными в заседание, правильности его хода, они удаляются из заседания по распоряжению председателя Совета.
40. Закрытые заседания общего собрания Государственного совета назначаются по постановлению общего его собрания или по распоряжению председателя Совета. По распоряжению председателя Совета закрытые заседания общего его собрания назначаются и в том случае, когда министр или главноуправляющий отдельной частью, предметов ведомства коих касается дело, подлежащее рассмотрению Совета, заявит, что оно по соображениям государственного порядка не должно подлежать оглашению.
41. Отчеты о всех заседаниях общего собрания Государственного совета составляются присяжными стенографами и по одобрении председателем Совета допускаются к оглашению в печати, кроме отчетов о закрытых заседаниях.
42. Из отчета о закрытом заседании общего собрания Государственного совета могут подлежать оглашению в печати те части, опубликование которых сочтет возможным либо председатель Совета, если заседание было объявлено закрытым по постановлению Совета или по распоряжению его председателя, либо министр или главноуправляющий отдельной частью, если заседание было объявлено закрытым вследствие их о том заявления.
43. Государственный совет может возбуждать предположения об отмене или изменении действующих и издании новых законов (ст. 54-56), за исключением Основных государственных законов.
44. Государственный совет может обращаться к министрам и главноуправляющим отдельными частями, подчиненным по закону Правительствующему сенату, с запросами по поводу таких последовавших с их стороны или подведомственных им лиц и установлений действий, кои представляются незакономерными (ст. 57-59).
45. Законопроект, предначертанный по почину Государственного совета, может быть взят обратно внесшим его министром или главноуправляющим отдельной частью не иначе, как с согласия на то Совета. Законопроект, предначертанный по почину Государственной Думы и по ее одобрении поступивший в Совет, не может быть взят обратно министром или главноуправляющим, внесшим такой законопроект в Думу.
46. Постановлением Государственного совета по рассмотренным им делам почитается мнение, принятое в общем его собрании большинством голосов. В случае разделения голосов поровну производится новое голосование. Если и затем не получится большинства голосов, то голос председателя Совета дает перевес. Постановление Совета об отмене выборов в члены Совета по неправильности сих [59] выборов получает силу в том случае, если принято большинством двух третей наличных членов Совета.
47. Законопроекты, поступившие в Государственную думу и ею одобренные, передаются в Государственный совет. Законопроекты, предначертанные по почину Государственного совета и им одобренные, поступают в Государственную думу.
48. Законопроекты, не принятые Государственным советом или Государственной думой, признаются отклоненными.
49. В тех случаях, когда Государственный совет, не отклоняя одобренного Государственной думой законопроекта, признает необходимым внести в него изменения, дело для нового его рассмотрения может быть по постановлению Совета либо возвращено в Думу, либо передано в особую комиссию, образуемую из равного числа членов от Государственного совета и Государственной думы, по выбору Думы и Совета, по принадлежности. В комиссии председательствует один из ее членов по выбору самой комиссии. Из комиссии дело с ее заключением вносится в Государственную думу и получает дальнейшее движение в установленном порядке.
50. Законопроекты, поступившие в Государственную думу и одобренные как ею, так и Государственным советом, равно как законопроекты, предначертанные по почину Государственного совета и одобренные как им, так и Государственной думой, представляются императорскому величеству.
51. Законопроекты, предначертанные по почину Государственного совета или Государственной думы и не удостоившиеся высочайшего утверждения, не могут быть внесены в законодательное рассмотрение в течение той же сессии. Законопроекты, предначертанные по почину Государственного совета или Государственной думы и отклоненные одним из сих установлений, могут быть вносимы на законодательное рассмотрение в течение той же сессии, если последует высочайшее на то повеление.
52. В том случае, когда заседание Государственного совета не состоится по неприбытию положенного числа его членов (ст. 31), подлежавшее рассмотрению дело, если оно признается внесшим его министром или главноуправляющим отдельной частью неотложным, назначается к новому слушанию не позднее двух после несостоявшегося заседания недель. При таком слушании дело рассматривается, каково бы ни было число прибывших в заседание членов Совета.
53. Проекты государственной росписи доходов и расходов рассматриваются Государственным советом с соблюдением правил о порядке рассмотрения государственной росписи доходов и расходов, а равно о производстве из казны расходов, росписью не предусмотренных.
54. Об отмене или изменении действующего или издании нового [60] закона члены Государственного совета подают письменное заявление председателю Государственного совета. К заявлению об изменении действующего или издании нового закона должен быть приложен проект основных положений предлагаемого изменения в законе или нового закона с объяснительной к проекту запиской. Если заявление это подписано не менее чем тридцатью членами, то председатель вносит его на рассмотрение Государственного совета.
55. О дне слушания в Государственном совете заявления об отмене или изменении действующего или издании нового закона извещаются министры и главноуправляющие отдельными частями, к предметам ведомства которых заявление относится, с сообщением им копий с заявления и относящихся к нему приложений не позднее как за месяц до дня слушания.
56. Если Государственный совет разделяет изложенные в заявлении соображения о желательности отмены или изменения действующего или издания нового закона, то соответствующий законопроект вырабатывается и вносится в Государственный совет подлежащим министром либо главноуправляющим отдельной частью. В случае отказа министра или главноуправляющего от составления такого законопроекта Государственным советом может быть образована для его выработки комиссия из своей среды.
57. О сообщении сведений и разЪяснений по поводу таких последовавших со стороны министров или главноуправляющих отдельными частями, а равно подведомственных им лиц,и установлений действий, кои представляются незакономерными, члены Государственного совета подают письменное заявление председателю Государственного совета. Если заявление подписано не менее чем тридцатью членами, то председатель вносит его на обсуждение Государственного совета.
58. Принятое большинством членов Государственного совета заявление (ст.57) сообщается подлежащему министру или главноуправляющему отдельной частью, которые не далее одного месяца со дня передачи им заявления либо сообщают Государственному совету надлежащие сведения и разЪяснения, либо извещают Совет о причинах, по коим они лишены возможности сообщить требуемые сведения и разЪяснения.
59. Если Государственный совет большинством двух третей членов не признает возможным удовлетвориться сообщением министра или главноуправляющего отдельной частью (ст. 58), то дело представляется председателем Государственного совета на высочайшее благовоззрение.
60. Подробности внутреннего распорядка в Государственном совете определяются наказом, издаваемым Советом. Наказ сей публикуется во всеобщее сведение чрез Правительствующий сенат. [61]
61. Правила о допущении в заседания Государственного совета посторонних лиц и об охранении в помещениях Совета должного порядка составляются по соглашению председателя Государственного совета с председателем Совета Министров и утверждаются высочайшей властью.
Примечание (по Прод. 1908 г.). Высочайше повелено: в отношении охранения должного порядка в помещениях Государственного совета и относительно допущения в заседания Совета посторонних лиц соблюдаются правила, при сем приложенные.
Г л а в а т р е т ь я
О порядке представления законопроектов на высочайшее утверждение
62. Законопроекты, одобренные Государственным советом и Государственной думой, представляются императорскому величеству председателем Государственного совета.
63. О законопроектах, не удостоившихся высочайшего утверждения, сообщается Государственным секретарем по принадлежности.
64. Законоположения издаются за собственноручной подписью или утверждением императорского величества с изЪяснением в них, что они последовали с одобрения Государственного совета и Государственной думы. Собственноручное утверждение отдельных законоположений выражается словами: "Быть по сему".
65. Законоположения скрепляются Государственным секретарем с указанием места и времени их утверждения.
Р а з д е л в т о р о й
О департаментах и особых присутствиях в Государственном совете
Г л а в а п е р в а я
О департаментах
66. В составе Государственного совета состоят два департамента:
Первый и Второй.
67. Департаменты образуются из председателей и членов, ежегодно назначаемых в оные высочайшей властью из числа членов Государственного совета по высочайшему назначению. Должность председателя департамента в случае его болезни или отсутствия, когда не будет к тому назначен его императорским величеством [62] иной член Государственного совета, замещает старший в чине из наличных членов департамента.
68. Ведению Первого департамента подлежат:
1) дела об учреждении заповедных имений;
2) дела об утверждении в почетных достоинствах (княжеском, графском и баронском) и о передаче дворянами фамилий, гербов и титулов;
3) дела, из общих собраний Правительствующего сената на основании Учреждения оного поступающие;
4) дела об ответственности за преступные деяния, совершенные членами Государственного совета и членами Государственной думы при исполнении или по поводу исполнения обязанностей, лежащих на них по сим званиям, а также об ответственности за нарушение долга службы председателя Совета Министров, министров, главноуправляющих отдельными частями, наместников и генерал-губернаторов и о предании суду за преступления должности прочих высших чинов, занимающих должности первых трех классов;
5) дела об употреблении имуществ или капиталов, пожертвованных для определенной надобности казне, земству, городу или какому-либо обществу, учреждению и т.п., если употребление сих имуществ или капиталов, сообразно указанному жертвователем назначения, сделается по изменившимся обстоятельствам невозможным (зак. гражд., ст. 986).
69. Ведению Второго департамента подлежат:
1) кассовый отчет министра финансов;
2) годовые отчеты Государственного банка и государственных сберегательных касс;
3) годовые отчеты государственных Дворянского земельного и Крестьянского поземельного банков;
4) отчеты С.-Петербургской и Московской ссудных казен при разногласии между министром финансов и государственным контролером;
5) годовой отчет по операции выдачи ссуд на сельскохозяйственные улучшения;
6) дела о разрешении постройки частных железных дорог, если не требуется ассигнования средств из казны, а равно дела об устройстве подЪездных путей в тех случаях, когда для сего требуется высочайшее разрешение (Пол. подЪезд. пут., ст. 22 п. 1);
Примечание (по Прод. 1908 г.). Указанный в пункте 6 сей (69) статьи пункт 1 статьи 22 Положения о подъездных путях к железным дорогам издания 1893 года соответствует пункту 1 статьи 22 приложения к примечанию 3 (по Прод. 1906 г.) к статье 575 Устава, путей сообщения. [63]
7) дела об избрании способов удовлетворения правительства по его претензиям к железным дорогам, принятым в казенное заведование от несостоятельных обществ (Уст. железн. дор., изд. 1886 г., ст. 143);
Примечание (по Прод. 1908 г.). Указанная в пункте 7 сей (69) статьи статья 143 общего Устава российских железных дорог издания 1886 года соответствует статье 143 того же Устава издания 1906 года
8) дела об образовании и отводе, а равно продаже участков казенной земли в случаях, указанных в статьях 112 и 115 приложения к статье 28 и в статье 7 приложения к статье 29 Устава сельского хозяйства (изд. 1903 г.);
9) дела о предоставлении в случае, указанном в статье 14 приложения к статье 28 Устава сельского хозяйства (изд. 1903 г.), в потомственное пользование свободных казенных участков и прочие дела об отводе в пользование участков казенной земли.
70. Ведению департаментов, кроме дел, указанных в статьях 68 и 69, подлежат также дела на основании особых узаконений, равно как по особенным высочайшим повелениям вносимые. Дела сии распределяются между департаментами по постановлению Соединенного присутствия департаментов.
71. Собрания департаментов прерываются на летние месяцы. Продолжительность вакантного в департаментах времени определяется особыми на каждый год высочайшими повелениями, объявляемыми председателем Государственного совета.
72. Дела в департаменты поступают от министров и главноуправляющих отдельными частями.
73. Заседания департаментов назначаются, открываются и закрываются их председателями.
74. В департаменте могут принимать участие по приглашению председателя также и члены, к составу департамента не принадлежащие. В департамент председателем оного могут быть приглашаемы без права голоса лица, от коих по свойству дела можно ожидать полезных объяснений. Министры и главноуправляющие отдельными частями относительно приглашения в департаменты лиц, могущих принести пользу своими объяснениями, сносятся с председателем подлежащего департамента.
75. Министры и главноуправляющие отдельными частями не обязаны присутствовать по делам их в департаментах, но могут, когда признают нужным, представлять изЪяснения свои департаментам лично или чрез товарищей, или начальников отдельных частей центрального управления. Равным образом департаменты, когда признают нужным, могут чрез своих председателей приглашать министров и главноуправляющих в свои собрания. [64]
76. В заседания департаментов Государственного совета ни посторонние лица, ни представители печати не допускаются.
77. Когда Первый департамент Государственного совета усмотрит, что в деле, из Сената поступившем, есть такие документы, кои не были Сенатом достаточно уважены и рассмотрены или вовсе не были в виду оного при решении дела, то департамент может обратить дело в Сенат к новому рассмотрению и решению.
78. Внесенное министром или главноуправляющим отдельной частью дело, не заслушанное в департаменте, возвращается им в случае заявленного им желания. Дело, заслушанное в департаменте, возвращается министру либо главноуправляющему отдельной частью по их желанию с разрешения департамента.
79. Дела в департаментах решаются по большинству голосов.
80. Министры и главноуправляющие отдельными частями имеют право участвовать в голосовании только в том случае, если состоят членами Государственного совета.
81. По каждому выслушанному в департаменте делу составляется отдельный журнал, который подписывается председателем и членами.
82. Положения департаментов представляются в мемориях непосредственно на высочайшее благоусмотрение.
83. Мемории департаментов подписываются председателями подлежащих департаментов и скрепляются Государственным секретарем.
84. Исполнение по делам департаментов совершается либо именными указами, либо объявляемыми председателями департаментов высочайшими повелениями.
85. Непосредственно в департаментах без представления на высочайшее усмотрение оканчиваются: 1) дела, вносимые в департамент лишь для сведения его; 2) дела, по коим представление министра или главноуправляющего отдельной частью по соглашению с ним ему возвращается; 3) дела, которым дается лишь законное направление, когда направление это, по свойству его, не требует высочайшего разрешения.
86. Дела об ответственности и о предании суду поименованных в пункте 4 статьи 68 лиц производятся порядком, указанным в нижеследующих (87-95) статьях.
87. Донесения и жалобы, содержащие обвинения в преступных деяниях, указанных в пункте 4 статьи 68, представляются на высочайшее усмотрение.
88. Удостоенные высочайшего уважения донесения и жалобы обращаются в Первый департамент Государственного совета.
89. Департа мент сообщает привлекаемым к ответственности лицам как о предметах обвинения, так и об имеющихся доказательствах, и требует от них объяснений. [65]
90. По рассмотрении представленных объяснений и собрании сведений, какие для разъяснения дела окажутся необходимыми, департамент полагает заключение о дальнейшем направлении дела.
91. Когда по обстоятельствам дела окажется нужным предварительное следствие, производство такого возлагается на одного из сенаторов кассационных департаментов по высочайшему назначению, а прокурорские по сему следствию обязанности исполняются обер-прокурором уголовного кассационного департамента.
92. Оконченное следствие вносится при заключении обер-прокурора уголовного кассационного департамента о дальнейшем направлении дела в Первый департамент Государственного совета, который постановляет о прекращении начатого преследования или о наложении на привлеченного к ответственности взыскания без суда, или о предании обвиняемого суду. В отношении членов Государственного совета и членов Государственной думы департамент постановляет или о прекращении начатого преследования или о предании обвиняемого суду.
93. Состоявшееся в департаменте (ст. 90 и 92) постановление о прекращении дела, предании суду или наложении взыскания без суда представляется на высочайшее усмотрение.
94. Постановление департамента о производстве предварительного следствия (ст. 90 и 91) обращается к исполнению без испрошения высочайшего утверждения.
95. Удостоенное высочайшего утверждения постановление департамента о предании суду члена Государственного совета, члена Государственной думы, председателя Совета Министров, министра, главноуправляющего отдельной частью, наместника или генерал-губернатора служит основанием обвинительного акта, который составляется обер-прокурором уголовного кассационного департамента и вносится им в Верховный уголовный суд.
Г л а в а в т о р а я
Об Особом присутствии по делам о принудительном отчуждении недвижимых имуществ и вознаграждении их владельцев
96. Особое присутствие по делам о принудительном отчуждении недвижимых имуществ и вознаграждении их владельцев состоит из назначаемых высочайшей властью четырех членов Государственного совета по высочайшему назначению с возложением на одного из них по высочайшему усмотрению обязанностей председателя.
97. Рассмотрению присутствия подлежат дела о принудительном отчуждении недвижимых имуществ, временном их занятии и установлении [66] права участия в пользовании ими для государственной или общественной пользы, а также дела о вознаграждении частных лиц за имущества, отчуждаемые или временно занимаемые для государственной или общественной пользы.
98. На Особое присутствие распространяются правила, постановленные в главе первой сего раздела в отношении департаментов Государственного совета.
Глава третья Об Особом присутствии для предварительного рассмотрения всеподданнейших жалоб на определения департаментов Правительствующего сената
99. Особое присутствие для предварительного рассмотрения всеподданнейших жалоб на определения департаментов Правительствующего сената состоит из председателя и четырех членов, назначаемых высочайшей властью из числа членов Государственного совета по высочайшему назначению и сенаторов. Главноуправляющий канцелярией его императорского величества по принятию прошений участвует, когда признает нужным, в заседаниях присутствия.
100. Кроме указанных в предшедшей (99) статье жалоб, поступающих от главноуправляющего канцелярией его императорского величества по принятию прошений, никакие другие жалобы, прошения, объяснения, документы или иные бумаги Особым присутствием ни от кого не принимаются.
101. Участвующие в деле и посторонние лица, равно как представители печатав заседания присутствия не допускаются.
102. По жалобам, принесенным по истечении четырех месяцев со времени объявления обжалованного определения или со времени приведения его в действительное исполнение, присутствие постановляет заключение об оставлении их без последствий.
103. Доклад по жалобам, принесенным с соблюдением установленного срока (ст. 102), производится устно и заключается в изложении сущности жалобы, обстоятельств дела и возникающих в деле по содержанию жалобы вопросов.
104. По докладу и обсуждению жалобы присутствие, не разрешая дела по существу, постановляет заключение о том, в какой мере изложенные в жалобе объяснения могут служить достаточным основанием (Учр.Сен., ст. 217, по Прод.; Зак. Суд. гражд., ст. 351; Зак. Суд. угол., ст. 439) к переносу дела на рассмотрение общего собрания Сената.
105. Единогласные заключения присутствия, а также последовавшие [67] между членами разные мнения повергаются на всемилостивейшее государя императора усмотрение.
106. Высочайшие повеления, воспоследовавшие по заключениям Особого присутствия, сообщаются главноуправляющему канцелярией его императорского величества по принятию прошений для объявления лицам, принесшим жалобы.
107. Сношения присутствия со всеми местами и лицами производятся чрез председателя присутствия.
Р а з д е л т р е т и й
О Государственной канцелярии
Г л а в а п е р в а я
О составе и устройстве Государственной канцелярии
108. Главное управление Государственной канцелярией возлагается на Государственного секретаря. Труды Государственного секретаря разделяет товарищ Государственного секретаря, состоя на правах товарища министра.
109. Государственному секретарю принадлежит высшее заведование Государственной типографией, библиотекой Государственного совета и зданиями Мариинского дворца, архива Государственного совета и отдельного дома Государственной канцелярии.
110. На Государственную канцелярию сверх обязанностей по делопроизводству в Государственном совете, равно как в департаментах и особых присутствиях, возлагается также разработка и издание Свода законов и местных узаконений Российской империи и Полного собрания законов.
111. В составе Государственной канцелярии образуются отделения, управляемые статс-секретарями или по распоряжению Государственного секретаря помощниками статс-секретарей на правах статс-секретарей. Должностные лица Государственной канцелярии: помощники статс-секретарей, делопроизводители, экспедиторы и другие чины распределяются по отделениям Государственным секретарем.
112. При Государственной канцелярии состоят пристав Государственного совета с помощниками и присяжные стенографы.
Примечание (по Прод. 1908 г.). Высочайше поведено: установить для должностей пристава Государственного совета и его помощников особые знаки.
113. Классы должностей, оклады содержания и разряды пенсии чинов Государственной канцелярии определяются штатом. Пристав [68] Государственного совета приравнивается по служебным преимуществам к помощникам статс-секретарей, а помощники пристава - к старшим делопроизводителям.
114. Государственному секретарю предоставляется: 1) определять число делопроизводителей и других назначаемых им на должности чинов Государственной канцелярии, а также чинов управления Государственной типографии, не выходя из пределов сумм, ассигнуемых по штатам каждого из сих установлений; 2) определять оклады содержания присяжным стенографам, не выходя из пределов общей суммы, ассигнуемой на сей предмет; 3) распределять дела по отделениям канцелярии; 4) определять порядок делопроизводства по канцелярии и обязанности ее чинов, равно как порядок присутствования их в заседаниях.
115. Государственный секретарь, товарищ Государственного секретаря, статс-секретари, помощники статс-секретарей и начальник Государственной типографии определяются и увольняются указами Государственному совету за собственноручным высочайшим подписанием. Определение и увольнение всех прочих чинов Государственной канцелярии и Государственной типографии зависит от Государственного секретаря.
116. Чинам Государственной канцелярии воспрещается разглашать сведения, которые стали им известны по служебному их положению, если сведения эти оглашению не подлежат.
117. Архив предназначается для хранения дел Государственного совета, а также и других дел по особым высочайшим повелениям.
118. Государственная типография управляется на основании особого о ней положения. Относительно управления хозяйственной частью зданий Мариинского дворца, архива Государственного совета, отдельного дома Государственной канцелярии, а также Государственной типографии изданы особые правила.
Примечание (по Прод. 1908 г.). О вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев или утративших трудоспособность на работах мастеровых, рабочих и вольнонаемных служащих в Государственной типографии, и равно членов семейств сих лиц постановлены правила, изложенные в приложении к статье 156 [22] Устава о промышленности (по Прод. 1906 г.).
Г л а в а в т о р а я
О порядке издания Свода законов и местных узаконений и Полного собрания законов Российской империи
119. Свод законов и местных узаконений, а также продолжения к Своду (ст. 124) и Полное собрание законов составляются по распоряжениям [69] поражениям Государственного секретаря на основании особо установленных правил.
120. По предметам, относящимся до издания Свода и Полного собрания законов и подлежащим непосредственному государя императора разрешению, Государственный секретарь испрашивает повелений его императорского величества всеподданнейшими докладами.
121. В тех случаях, когда при изготовлении нового издания Свода законов или при внесении в него новых узаконений встретятся вопросы, которые не могут быть разрешены порядком кодификационным, а также когда при этом обнаружится неполнота или недостаточность действующего закона, Государственный секретарь или министр, до ведомства которого предмет относится, входят с представлением о разЪяснении, изменении или дополнении подлежащих статей Свода или других узаконений.
122. По всем могущим возникнуть при изготовлении нового издания Свода законов вопросам, по коим представится нужным иметь в виду заключение министерств и главных управлений, Государственный секретарь входит в сношение с министрами и главноуправляющими отдельными частями по принадлежности, а в случае признанной им надобности препровождает к ним на рассмотрение и самые проекты нового издания отдельных частей Свода.
123. Новые издания отдельных томов или частей Свода законов обнародоваются Правительствуюшим сенатом установленным порядком на основании высочайших повелений, объявляемых Государственным секретарем.
124. Свод законов по его издании дополняется вновь выходящими узаконениями посредством продолжений очередных и сводных, которые издаются по мере надобности и обнародоваются порядком, указанным в статье 123.Комментарии |
|