История России - История России с XVII-нач. XX вв. |
Программа свободомыслящих была выработана группой, образовавшей партию, в середине ноября 1905 г.
...
I. П о л и т и ч е с к а я п р о г р а м м а
1) Общегосударственный строй
1. Россия - государство с представительным образом правления и единое. Государственное единство России выражается в единстве: а) верховной власти, б) внешних сношений, в) армии и флота, г) таможенной и тарифной политики, д) системы государственных налогов, е) монетной системы, ;) типа школы и з) государственного языка и в согласованности системы управления и суда, без ломки местных учреждений, удовлетворяющих местным идеалам и привычных для населения...
2) Местное самоуправление и автономия; управление
9. Признавая необходимость единства империи, в то же время следует оживить неизбежную централизацию и единообразие возможно широким проведением в жизнь начал местного территориального самоуправления и национальной автономии.
10. На основании естественного права (в некоторых случаях еще и «исторического») должна быть признана для народностей России автономия, формы и пределы которой определяются по различию культурно-этнических, географических, экономических и международных условий и устанавливаются в каждом отдельном случае общеимперским законодательным корпусом.
11. В современных условиях жизни России и международной жизни автономия не может принимать у нас формы федеративного строя или унии (личной или реальной). С этой точки зрения общеимперский законодательный корпус должен по существу и в деталях пересмотреть и установить отношение великого княжества Финляндского к империи, избегая всякой насильственной русификации.
12. Для народностей, или занимающих малые территории, или живущих не сплошной массой, или не обладающих еще достаточно развитой национальной культурой, автономия должна получить исключительно народный характер и сравнительно ограниченные размеры: она выразится в признании прав национального языка в государственной и общественной начальной школе (у литовцев, малороссов, белорусов, эстов, латышей, румын); иногда - в средней школе (у армян, грузин, немцев); в низших инстанциях суда и управления; в более мелких земских единицах; наконец, в общественной жизни, в широком смысле этого слова. [40]
13. Наиболее полную форму автономии, не только национальной, но и территориальной, приближающуюся к автономии финляндской, должен получить народ польский в пределах Царства Польского, ввиду своей численности, обитания на сплошной территории, своеобразия экономического быта, и, наконец, известной живучести исторической государственной традиции.
Польская автономия должна выразиться в следующих конкретных формах:
а) Все преподавание в школах Царства Польского - до высших включительно - должно вестись на польском языке.
б) Во всех правительственных, административных и судебных учреждениях и в органах местного самоуправления польский язык должен быть признан языком официальным, наряду с государственным, русским; последний же должен служить для сношений: а) с органами центральными (общеимперскими) и органами подчиненного управления в остальной империи и б) органов местного управления с людьми, не знающими польского языка.
в) Это признание прав польского языка в школе, суде, управлении и самоуправлении само собой предопределяет и национально-польский характер агентов государственной и земской власти, что не требует, впрочем, регламентации законом - уже по одному тому, что национальный характер агентов власти не рекомендуется законом и для остальной империи, где поляки будут служить, как было и доселе.
г) Вся сплошная территория польского народа в России должна быть объединена в одну крупную земскую единицу Царства Польского с особым сеймом и его исполнительным органом.
Автономия в указанных пределах должна стать условием вступления Царства Польского в будущее славянское федеративное государство...
II. К у л ь т у р н о - ш к о л ь н а я п р о г р а м м а
...42. Необходимо осуществить национализацию школы в духе законных потребностей каждого народа, входящего в состав государства, обеспечиваемую преподаванием на родном языке, замещением должностей в школах лицами той же национальности, к которой принадлежат учащиеся, наконец, заведывание просветительной стороны школы самим учительским составом, объединяющимся в учебных школьных советах. В школах всех народностей должно быть отведено достойное место изучению русского языка и общего отечества, уже ввиду одного того, что изучение русского языка и общего отечества само собою является практической необходимостью для каждой народности...
Текст воспроизведен по изданию: Национальный вопрос в программных документах политических партий, организаций и движений России. Начало XX в.: Документы и материалы. Томск, 1998. С. 40 - 41.Комментарии |
|