История России - История России с XVII-нач. XX вв.

prisyaga_magometan_main_640

Комитет министров, в видах выполнения выраженной в [39] п. 6 именного высочайшего указа 12 декабря 1904 г. высочайшей воли об охранении терпимости в делах веры, полагал постановить:

I. По общим началам веротерпимости:

1) Признать, что отпадение от православной веры в другое христианское исповедание или вероучение не подлежит преследованию и не должно влечь за собой каких-либо невыгодных в отношении личных или гражданских прав последствий, причем отпавшее по достижении совершеннолетия от православия лицо признается принадлежащим к тому вероисповеданию или вероучению, которое оно для себя избрало.

2) Признать, что при переходе одного из исповедующих ту же самую христианскую веру супругов в другое вероисповедание, все не достигшее совершеннолетия дети остаются в прежней вере, исповедуемой другим супругом, а при таковом же переходе обоих супругов дети их до 14 лет следуют вере родителей, достигшие же сего возраста остаются в прежней своей религии.

3) Установить, в дополнение к сим правилам (пп. 1 и 2) что лица, числящиеся православными, но в действительности исповедующие ту нехристианскую веру, к которой до присоединения к православию принадлежали сами они или их предки, подлежат, по желанию их, исключению из числа православных.

4) Разрешить христианам всех исповеданий принимаемых ими на воспитание некрещеных подкидышей и детей неизвестных родителей крестить по обрядам своей веры.

II. По старообрядчеству и сектантству:

1) Установить в законе различие между вероучениями, объемлемыми ныне наименованием раскол, разделив их на три группы: а) старообрядческие согласия, б) сектантство и в) последователи изуверных учений, самая принадлежность к коим наказуема в уголовном порядке.

2) Признать, что постановления закона, дарующие право совершения общественных богомолений и определяющие положение раскола в гражданском отношении, объемлют последователей как старообрядческих согласий, так и сектантских [40] толков; учинение же из религиозных побуждений нарушения законов подвергает виновных в том установленной законом ответственности.

3) Присвоить наименование старообрядцев, взамен ныне употребляемого названия раскольников, все последователям толков и согласий, которые приемлют основные догматы церкви православной, но не признают некоторых принятых ею обрядов и отправляют свое богослужение по старопечатным книгам.

4) Присвоив религиозным обществам старообрядцев и сектантов наименование «общин», признать за ними в законе право на владение движимыми и недвижимыми имуществами на имеющих быть особо установленными для сего основаниях, а равно распространить право это на учреждаемые старообрядцами и сектантами богоугодные заведения, на основании уставов их, надлежащим образом утверждаемых.

5) Признать, что сооружение молитвенных старообрядческих и сектантских домов, точно так же, как разрешение ремонта и закрытие, должно происходить применительно к основаниям, которые существуют или будут постановлены для храмов инославных исповеданий.

6) Разрешить старообрядцам и сектантам устройство скитов и обителей, с согласия министра внутренних дел с тем, чтобы предположения об отклонении ходатайств по сему предмету вносились каждый раз на уважение Комитета министров.

7) Присвоить духовным лицам, избираемым общинами старообрядцев и сектантов для отправления духовных треб, наименование «настоятелей и наставников», причем лица эти, по утверждении их в должностях надлежащей правительственной властью, подлежат исключению из мещан или сельских обывателей, если они к этим состояниям принадлежали, и освобождению от призыва на действительную военную службу и именованию, с разрешения той же гражданской власти, принятым при постриге именем, а равно допустить обозначение в выдаваемых им паспортах, в графе, указывающей род занятий, принадлежащего им среди этого духовенства положения, однако, [41] православных иерархических наименований.

8) Разрешить тем же духовным лицам свободное отправление духовных треб, как в частных и молитвенных домах, так и в иных потребных случаях, с воспрещением лишь надевать священнослужительское облачение, когда сие будет возбранено законом. - Настоятелям и наставникам (п. 7), при свидетельстве духовных завещаний, присвоить те же права, какими в сем случае пользуются все вообще духовные лица.

9) Разрешить устройство старообрядцами и сектантами начальных школ и преподавание детям их Закона Божьего на нижеследующих основаниях: а) в местностях со значительным старообрядческим или сектантским населением старообрядцам и сектантам разрешается учреждение начальных школ, содержимых на их средства, с тем, чтобы школы эти состояли в ведении Министерства народного просвещения, преподавание в них велось применительно к утвержденным для сего типа школ программам и было поручено учителям, избираемым учредителями школ, но обладающим образовательным цензом учителей народных училищ и утверждаемым подлежащим учебным начальством; б) в тех же школах, а равно в общих учебных заведениях, разрешить преподавание детям старообрядцев и сектантов Закона Божьего по вере их родителей с тем, чтобы в случаях, когда преподавание это будет поручено особому наставнику, этот последний назначался из лиц с указанным выше образовательным цензом.

10) Отменить действующие по отношению печатания и ввоза в империю старообрядческих и сектантских богослужебных книг особые постановления.

11) Уравнять в правах старообрядцев и сектантов с лицами инословных исповеданий в отношении заключения ими с православными смешанных браков.

12) Возложить ведение метрических книг для записей рождений, браков и смерти старообрядцев и сектантов на их духовных лиц, под наблюдением подлежащих правительственных или общественных учреждений, по особым правилам, имеющим быть составленными применительно к ныне [42] по сему предмету действующим.

13) Разрешить старообрядцам и сектантам для погребения умерших иметь особые кладбища.

III. Испросить высочайше Его Императорского Величества соизволение:

А) На распечатание всех молитвенных домов, закрытых как в административном порядке, не исключая случаев, восходивших через Комитет министров до высочайшего усмотрения, так и по определениям судебных мест, кроме тех молелен, закрытие коих собственно неисполнением требований Устава строительного.

Б) На отмену:

а) высочайше утвержденного, 4 июля 1894 г., Положения Комитета министров о воспрещении последователям секты штундистов молитвенных собраний,

б) высочайшего повеления 31 марта 1898 г. о поступлении раскольников в юнкерские и военные училища и о производстве их в офицерские чины,

и в) ограничительных указаний, содержащихся в высочайше утвержденном, 13 марта 1903 г., Положении Комитета министров о службе чинов гражданского ведомства и о наградах касательно награждения медалями за храбрость нижних чинов из молокан, духоборов и последователей других сект.

IV. Поручить разработать и безотлагательно внести на уважение Государственного совета, без требуемых ст. 45 Учр. Гос. сов. Сношений с ведомствами, предложения по нижеследующим предметам:

1) Управляющему Министерством юстиции: о согласовании статей 36 - 39, 56 и 57 Уст. О пред. и пресс. прест., ст. 1006 Уст. угол. суд. ст. 298 и пп. 6 и 8 ст. 725 Общ. учр. губ. И статей 807 и 808 Уст. иностр. исп. с изложенными выше (разд. I настоящего положения) правилами, а равно о порядке изменения актов состояния лиц, переходящих в другое вероисповедание, и регистрации таковых переходов;

2) Министру народного просвещения: на указанных в п. 9 разд. II настоящего положения основаниях проект закона о старообрядческих и сектантских начальных школах и о [43] преподавании детям старообрядцев и сектантов правил их веры;

3) Министру внутренних дел:

а) о распространении на издание старообрядческих и сектантских богослужебных книг и на ввоз их из заграницы общих правил о печати и об отмене противоречащих пункту 10 разд. II настоящего положения узаконений;

б) о согласовании действующих законоположений о метрических записях раскольников с изложенными в пп. 1 - 3 и 12 разд. II настоящего положения началами;

в) об отмене ст. 47 Уст. о пред. и прес. прест. И о разрешении старообрядцам и сектантам устраивать скиты и обители на указанных в п. 6 разд. II настоящего положения основаниях;

г) об отмене ст. 33. т. X. ч. I Зак. гражд., на указанных в п. 11 разд. II настоящего положения основаниях;

д) об изменении редакции ст. 49 Уст. о пред. и прес. прест. Для согласования ее с п. 13 разд. II настоящего положения.

V. Предоставить министрам и главноуправляющим отдельными частями принять меры к отмене административных распоряжений, стесняющих права старообрядцев и сектантов на службу государственную и общественную.

VI. Поручить управляющему Министерством юстиции:

1) Пересмотрев, в видах согласования с изложенными в настоящем положении руководящими указаниями, подлежащие постановления уголовного законодательства и обсудив вопрос о приведении в действие гл. II Уголовного уложения ранее введения его в полном объеме, безотлагательно внести по сим предметам представление в Государственный совет без предварительного сношения с другими ведомствами.

2) Озаботиться своевременно принятием мер к облегчению участи тех из осужденных, для которых, ввиду перемен в уголовных о посягательствах на веру законах, наложенное на них наказание может быть смягчено или совсем отменено, и к прекращению находящихся в производстве уголовных дел о деяниях, признаваемых впредь не преступными.

VII. Приведение в действие, по утверждении Его Императорским [44] Величеством, окончательно разрешаемых настоящим положением Комитета министров мер возложить по принадлежности на министров внутренних дел и военного.

VIII. Для подробной разработки и направления затем в законодательном порядке прочих, кроме особо указанных в сих положениях и порученных к исполнению отдельным министрам изменений в действующих узаконениях, касающихся веротерпимости, а также для обсуждения на основании соображения Комитета министров других, вытекающих из п. 6 высочайшего указа 12 декабря 1904 г., вопросов - учредить Особое вневедомственное совещание. Совещание сие образовать под председательством лица, избранного доверием Его Императорского Величества, в составе членов по высочайшему назначению и представителей ведомств, с предоставлением председателю права приглашать к участию в суждениях совещаний лиц, которые могут содействовать своими знаниями и опытностью успешному ходу дела, а равно представителей подлежащих исповеданий и религиозных общин.

IX. По инославным христианским исповеданиям:

1) Принять, в виде общего правила, что для разрешения постройки, возобновления и ремонта церквей и молитвенных домов всех христианских исповеданий необходимо: а) согласие духовного начальства подлежащего инославного исповедания, б) наличность необходимых денежных средств и в) соблюдение технических требований Устава строительного. Изъятия из сего общего правила, если таковые будут признаны для отдельных местностей необходимыми, могут быть установлены только в законодательном порядке.

2) Прекратить обязательное закрытие римско-католических монастырей в губерниях Царства Польского при наступлении указанных ныне для сего в законе условий.

3) Признать, что во всякого рода учебных заведениях, в случае преподавания в них Закона Божьего инославных исповеданий, таковое ведется на природном языке учащихся, причем преподавание это должно быть поручаемо духовным лицам подлежащего исповедания, и только при отсутствии [45] их - светским учителям того же исповедания.

4) Поручить министру внутренних дел безотлагательно разработать предположения и без сношений с ведомствами войти с представлениями в Государственный совет: а) о пересмотре законоположений, касающихся сооружения всякого рода молитвенных домов инославных христианских исповеданий на основаниях, изложенных в п. 1 разд. IX настоящего положения, и б) об отмене ст. 187 и примечания к ней Уст. дух. дел ин. испов. (Свод зак., т. XI, ч. 1, изд. 1896 г.).

5) Поручить министру народного просвещения: а) принять меры к отмене в установленном порядке всех постановлений, противоречащих п. 3 разд. IX настоящего положения и б) распорядиться безотлагательно отменой пар. 1 инструкции 1900 г. о непосредственном участии представителей учебного ведомства на выпускных экзаменах.

6) Испросить всемилостивейшее Его Императорского Величества соизволение: а) на отмену высочайшего повеления 17 января 1902 г. об установлении вне римско-католических духовных семинарий поверочных испытаний по русскому языку и б) на предоставление духовным лицам римско-католического исповедания, прошедшим полный курс местных духовных семинарий, но не выполнившим требования означенного высочайшего повеления о сдаче поверочных экзаменов, права занимать духовные должности в римско-католических епархиях;

и 7) возложить на Особое совещание, учреждаемое для разработки предположений по исполнению п. 6 именного указа 12 декабря 1904 г., как рассмотрение вопросов, вытекающих из общего положения инославных христианских исповеданий, так и, в частности, обсуждение вопросов: а) о разрешении духовным и светским лицам инославных христианских исповеданий основывать церковные братства и б) о приеме новициев в римско-католические монастыри.

X. По иноверным нехристианским исповеданиям:

1) Предоставить Особому совещанию о веротерпимости (разд. VIII сего положения), на изъясненных в журнале Комитета министров основаниях, разработать нижеследующие вопросы и составленые законопроекты безотлагательно [46] представить на уважение Государственного совета, без предварительных сношений с ведомствами:

а) о сооружении молитвенных домов иноверных исповеданий;

б) о порядке избрания и назначения должностных лиц магометанского духовенства, приходских и высших;

в) об освобождении от призыва на действительную военную службу из запаса некоторых лиц магометанского духовенства;

г) о порядке открытия магометанских духовных школ - мектебе и медресе;

д) об учреждении особых духовных управлений для киргизов областей Акмолинской, Семипалатинской, Уральской и Тургайской, а равно для магометанских общин на Северном Кавказе в Ставропольской губернии, Туркестанском крае и Закаспийской области,

и е) о возможности дозволения воспитывать подкидываемых детей в религии принявших их на воспитание иноверных семей.

2) Поручить тому же совещанию тщательное рассмотрение, на преподанных в журнале Комитета министров основаниях, современного положения у нас ламаитов и пересмотр действующих о них узаконений и дать сему делу беззамедлительное в законодательном порядке направление;

и 3) возбранить впредь именовать исповедующих ламаитскую веру в официальных актах идолопоклонниками и язычниками.


Текст воспроизведен по изданию: Законодательные акты переходного времени. 1904 - 1908 гг. - М., 2010. С. 39 - 47.

Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."