История России - История России с XVII-нач. XX вв. |
Василий (Лужинский) (1791 - 1879) - архиепископ Витебский и Полоцкий, доктор богословия Виленского университета, член Священного Синода.
В своем воззвании, во исполнение специального циркуляра Святейшего Синода по епархиям, архиепископ Василий дает приходскому духовенству «программу» их проповедей и бесед с крестьянами по случаю предстоящего объявления «воли».
Текст этого воззвания воспроизводится по его публикации: Красный архив. 1935. Т. 5 (72). С. 186 - 188.
Высокопреподобные и преподобные отцы!
Вами без сомнения уже получены епархиальным начальством копии обер-прокурорского циркуляра от 17 февраля сего года за № 872 по предмету улучшения быта помещичьих крестьян. Из них, равно как и из препровожденного вместе с ними указа духовной консистории, вы уже знаете свои обязанности, степень и способ участия вашего в деле, касающемся великого государственного сословия. Вы остаетесь в тех же указанных вам Спасителем пределах пастырей и учителей вверенных вашему руководству прихожан и имеете в настоящем случае только применять общее учение веры и нравственности к особому, вновь возникшему обстоятельству в жизни вашей паствы. Чтобы сие применение не затруднило вас при новости обстоятельства и чтобы по недоразумению или по чьему-либо другому в своих церковных и домашних собеседованиях с прихожанами вы не уклонились от своей законной речи, стеснив или расширив предметы ее более надлежащего, что может потом отразиться в чувствах и действиях ваших прихожан, я, ваш архипастырь, обязанный за ваши действия ответственностью пред Богом и государем императором, счел своим долгом рекомендовать вам следующую программу [252] ваших церковных поучений и домашних собеседований с прихожанами по предмету улучшения быта помещичьих крестьян:
1. Объясняя своим прихожанам важность монаршего благоденствия по случаю дарования им новых прав и льгот, объясните, что по истечении двухлетнего, начавшегося уже с 19 февраля сего года, срока переходного их состояния, они сами, в пределах закона и общественного порядка, будут распоряжаться своими трудами, сами будут делать свое дело и отвечать за него правительством, что через два года, то есть когда все приготовления для нового состояния крестьян по всем имениям будут кончены, им будет дарована свобода распоряжаться, согласно новому законоположению, своими средствами, своими силами и своим временем на пользу общую и свою и на славу Бога и государя, их благодетеля, который в благодарность за благодеяние теперь ничего от них не требует, кроме спокойного и терпеливого подчинения своим помещикам, текущему порядку и настоящим условиям их быта, а через два года, когда мирскими управлениями будет везде определено количество земли для пользования крестьянами и размер причитающихся с них повинностей, потребует только труда спокойного в пределах порядка и закона: пусть они ценят благодеяние и память об нем передадут своим потомкам и постараются оправдать делами монаршее об них попечение и доверие к ним, к их способности самостоятельно служить пользе государства и своей собственной.
2. Постарайтесь внушить и уяснить им истинное, евангельское и единственно здравое и законное понятие о свободе человеческой, то, что в высшем своем проявлении она равносильна необходимости и полнейшему подчинению божественным и гражданским законам, что она состоит в исполнении требований человеческой природы и общественного порядка, а не требований плоти и страстей, что свобода там, где дух Господень, что тот только обладает свободой и ходит в широте, по словам псалмопевца, кто старается соблюдать заповеди Божии[1] и законоположения установленной от Бога власти; постарайтесь внушить, что свобода не есть произвол безотчетный и неограниченный, что ни в обществах, ни в мире нет ничего такого, что не подчинялось бы законам и требованиям предустановленного порядка, и что, наконец, всякое существо, которое выходит из подчинения указанным для него законам, неминуемо погибает; объясните это примерами и подобиями, которых у вас так много под рукой, возьмите их из быта поселян и из жизни окружающей их природы.
3. Объяснив поселянам их обязанности и ответственность пред законом и порядком, указывайте в подробностях предметы, на которые вскоре должна быть устремлена их свободная деятельность, именно: отчетливое усвоение истин веры и возможное полезное в их положении просвещение ума, заботливость об исправном выполнении всех, какие будут в свое время соединены [253] с их новым положением, повинностей, усердное и самостоятельное попечение обо всем, что принадлежит до пользы государственной, до пользы их ближних, их семейств, их детей, их хозяйства, хранение себя от всего, что противно их благу и общему, от всех пороков, от лености и беспечности, от самоуправства и своеволия и т. д. Напоминайте им, что те обязанности заботиться о благополучии, какие теперь лежат на помещиках, будут через два года возложены на них самих как на людей свободных, что тогда они уже сами будут отвечать перед Богом и государством и за себя, и за свое благополучие.
4. Объясняйте все вредные последствия, какие произойдут от нарушения порядка, от необузданного произвола, от своеволия и беспечности, объясняйте, что, не оправдав доверия государя, выказав нетерпеливость, неподчинение текущим условиям своего быта в двухлетнее переходное состояние, они покажут себя недостойными благодеяний и неспособными самостоятельно располагать своею жизнию, своими силами и средствами ко благу общему и своему и из самого благодеяния произведут для себя злополучие.
5. Из препровожденного при указах консистории высочайшего Манифеста вы усмотрите, что в настоящее время требуется от верноподданных, и в частности от крестьян: новые условия крестьянского быта постепенно, в течение двух лет, будут окончательно определены и возымеют законную силу. Потому до тех пор ваш долг приглашать своих прихожан к соблюдению всех своих обязанностей и отношений к помещикам и объяснять, что государь, внимая закону справедливости и своей отеческой любви ко всем верноподданным, не мог не позаботиться и о благосостоянии помещиков.
Вот программа для ваших собеседований с прихожанами. Выполнение ее представляю вашему благоразумию и усердию, высокопреподобные и преподобные отцы, и надеюсь, что вы и в этом, как и во всяком другом, случае исполните свои обязанности, как прилично служителям и приставникам Божиим, и оправдаете доверие своего архипастыря.
Да поможет вам Господь Бог! Посылаю вам архипастырское благословление, а себя поручаю вашим теплым молитвам.
[1] Автор ссылается на 118-й псалом Давида, где говорится: «Буду хранить закон Твой всегда, во веки и веки; буду ходить свободно, ибо я взыскал повелений Твоих».
Текст воспроизведен по изданию: Конец крепостничества в России (документы, письма, мемуары, статьи). - М., 1994. С. 252 - 254.
Комментарии |
|