Новая и новейшая история стран Европы и Америки - Новая и новейшая история Европы |
Вышеприведенное заявление было сделано на съезде польских литераторов, состоявшемся в Варшаве 12-14 мая 1920 г. (см.: «Robotnik», 16.V 1920).
Пользуясь первым на землях вольной Польши съездом литераторов, мы, левые польские писатели разных направлений и оттенков, перед лицом царящей в стране реакции, которая в касающейся нас непосредственно области доходит до запрета постановок в Польше драматических шедевров ее гениев, считаем своим гражданским долгом заявить следующее:
Освобождение Польши до сих пор неполно. Усилиями героев и предначертанием судьбы с нее сброшены пока еще лишь внешние оковы. Но дух ее не свободен, труд стеснен, угнетение и эксплуатация человека человеком продолжаются. Борьба за лучшее будущее еще в самом начале. Мы не можем смотреть на нее со стороны. Это не отвечало бы великим традициям польской литературы.
Мы далеки от мысли о каком-либо обязательном непосредственном служении писателей обществу, от тенденциозной литературы и искусства. Мы знаем их малую ценность, знаем, как слаба бывает порой связь между художественной деятельностью, отражающей самую суть духа времени, и событиями дня, направлениями и общественно-политическими группировками человеческих масс. Впрочем, мы весьма отличаемся друг от друга пониманием как конечных целей, так и путей и способов борьбы, которую мы ведем.
Но раз ныне в Польше дошло до того, что в стране «вечного революционного духа», в стране, давшей столько рыцарей свободы, само название революционера и имя социалиста подвергаются публичному поношению, а реакция угрожает даже шедеврам литературы, мы, польские писатели социальной левицы, должны дать здесь коллективное свидетельство активности всего без исключения лагеря социального идеализма.
Мы убеждены, что после религиозного уравнения всех людей в былые времена перед лицом бога, после уравнения их как граждан перед законом и после политического освобождения должно прийти в той или иной форме и экономическое освобождение человека, освобождение труда, мысли, таланта и творчества от ярма, которое налагает на них современный строй.
Мы убеждены, что теперь никто и ничто не сможет остановить этот процесс.
Мы верим, что лишь так освобожденное человечество может превратиться в семью управляемых законом свободных, свободно самоопределяющихся и братски объединившихся народов. Предоставим самой жизни указать, который из путей, какими мы стремимся к общей цели, наиболее правилен. Мы считаем лишь, что национальный и расовый эгоизм, захватнический милитаризм, идеология классов, живущих эксплуатацией, капиталистический и клерикальный интернационал кривды и мракобесия являются безусловными врагами наших стремлений.
Силой же, на долю которой выпала честь сплотить великие стремления, мы считаем сознающие свое призвание трудящиеся классы и из [52] них вышедшую или с ними объединяющуюся и на них опирающуюся интеллигенцию, в подлинном значении этого слова представительницу мысли, культуры и организованности: поэтому мы с возмущением клеймим практикуемое реакцией пресечение всяких революционных или даже мирных стремлений к общественным социальным переменам путем опорочивания борцов за свободу, обвинения их в измене родине и приписывания разрушительных и анархических целей.
Мы считаем, что метод этот по сути дела позорен, ибо он рассчитан на темноту масс, даже и архиинтеллигентных, и пагубен по своим результатам, ибо он искажает высокоморальную и неизбежную борьбу общественных групп, борьбу за завтрашний день мира, ибо он деморализует одних и вызывает горечь у других, замедляя неизбежный процесс роста сознательности и освобождения народных масс, компрометируя притом Польшу в глазах всего цивилизованного мира и обрекая ее на имя «оплота реакции».
Мы со всей решительностью выступаем против этих недопустимых и пагубных для страны методов борьбы и предостерегаем от их последствий.
Мы утверждаем также, что нельзя всю Польшу отождествлять с той пеной, которую несет теперь поток ее жизни.
Выступая под знаком борьбы за освобождение человеческого труда и духа, мы шлем наши братские приветствия всем чувствующим и сражающимся, как и мы.
К. Блешиньский, 3. Боговитын, Вацлав Будзыньский, Леон Хшановский, Густав Даниловский, Артур Гурский, Цезары Еллента, Кароль Ижиковский, Вацлава Кисляньская, Текля Кноллювна, Зыгмунд Киселевский, Ст. А. Кемпнер, Мечислав Лимановский, Ян Лорентович, Ян Н. Миллер, Вацлав Маковский, Ромуальд Минкевич, Зофья Налковская, Бронислава Островская, Ольвид Вацлав Рогович, Ян Рундбакен, Эдвард Слоньский. За группу «Скамандра»: Ян Лехонь и Вл. Завистовский, Станде Станислав, Леон Шильденфельд-Шиллер, Анджей Струг, Артур Сливиньский, Александр Щенсный, Вацлав Вольский, Бруно Винавер, Зофья Войнаровская. За редакцию «Здроя»: Ежи Гулевич, Эмиль Зегадлович, Стефан Жеромский[1].
«Robotnik», 14.VI 1920.
«Trybuna», 15.VI 1920.
[1] С. Жеромский в 1920 г. в своей книге под заглавием «Inter Arma» писал: «Смешно подумать, что, не завоевав еще западной и северной границ - такие земли захвачены, вырваны угрожающе вклинившимися немцами, - мы орошаем геройской кровью наших рыцарей предмостные укрепления на Днепре и завоевываем реку Сож! Польшу презирает весь западный рабочий мир. Мы ввязались в драку с Москвой, забросив запад и море.... это неоспоримый факт, что нынешняя Москва выступила с торжественной декларацией о независимости Польши» (S. Ż е г о m s k i. Inter Arma. Warszawa, 1920, str. 46).
Текст воспроизведен по изданию: Документы и материалы по истории советско-польских отношений. - Т. III. - М., 1965. С. 52-53.
Комментарии |
|