Новая и новейшая история стран Европы и Америки - Новая и новейшая история Европы |
Прага
11 марта 1920 г.
... После установления аутентичности документа[1] мы заняли следующую позицию: во-первых, так как союзники по этим вопросам, разумеется, уже заняли определенную точку зрения, а мы априори защищали позицию, что будем действовать в согласии с ними, то мы просто послали официальное письмо в форме специальной ноты всем союзным правительствам, в котором сообщаем им буквальный текст всей ноты и просим сообщить нам:
1. Каково отношение союзников к этой ноте?
2. Если союзники в последнее время заняли официальную позицию в отношении России, то проинформировать нас об этом.
3. Заняли ли союзники какую-либо особую позицию по поводу мирных переговоров с Россией со стороны соседних с Россией государств.
Эти запросы были посланы всем союзникам. Пока поступили лишь [328] два ответа, а именно: от правительств Франции и Италии. В ответе Франции констатируется, что союзники в последнее время, начиная от 25 февраля, неоднократно совещались о русских делах, и что результат их переговоров приблизительно таков, что отмечено, что можно было бы немедленно приступить к установлению связей с Россией при условии, если бы мы знали, что большевики действительно отказались от своих террористических и негуманных действий во внутренних делах и приняли методы, возможно порядок, дипломатических переговоров такие же, как и остальные государства.
Второй вопрос: было решено, что можно немедленно установить экономические связи с Россией, что после договоренности с союзниками Высший совет и Лига наций приняли решение направить в Россию как можно скорее специальную миссию.
Ответ Италии очень точен, ясен и краток. Итальянское правительство высказывается за немедленное установление связей с Россией и за установление политических и экономических связей.
Правительство Англии до сих пор не дало официального ответа, однако позиция сэра Ллойда Кларка, с которым я беседовал, была приблизительно такой же, как и позиция Италии. От американского правительства мы получили пока подтверждение о получении нашей ноты, но американский ответ пока не пришел.
Таково состояние дел в настоящее время.
Что касается нашей позиции, вероятно, она будет заключаться в следующем. Мы направим в Россию по радио ноту с подтверждением приема русской ноты, вместе с тем прореагировав по поводу нашей армии и квалифицировав в определенном смысле ее действия. Кроме того, мы отметим, что правительство в ближайшее время издаст книгу, которая явится чем-то вроде сборника официальных документов о сибирской армии, из которых станет совершенно ясной позиция чехословацкого правительства в этом деле с начала и до конца.
ANS, Praha, Zahranični výbor RNS, krab.
č. 27, 62. Těsnopisecký zápis о schůzi
zahraničniho výboru poslanecké sněmovny
RNS, dně II. března 1920 (dopoledne).
Перевод с чешского.
[1] Имеется в виду нота Г. В. Чичерина от 25 февраля 1920 г. См. док.: Нота правительства РСФСР правительству Чехословацкой республики (25 февраля 1920).
Текст воспроизведен по изданию: Документы и материалы по истории советско-чехословацких отношений. - Т. 1. - М., 1973. С. 328-329.
Комментарии |
|