Новая и новейшая история стран Европы и Америки - Новая и новейшая история Европы

Варшава

Сегодня я имел продолжительную беседу с начальником государ­ства.

Он изложил мне содержание переговоров, которые он вел с гг. Са­винковым, Чайковским[1], недавно прибывшими сюда для встречи с ним[2]. Генерал Пилсудский сказал, что при переговорах с русскими, выступающими против большевиков, по его мнению, нельзя руковод­ствоваться предположением, что Россия без Польши и Финляндии может вернуться к довоенному положению. Переговоры нужно строить на совершенно иной основе. Он приветствовал визит гг. Савинкова и Чайковского, так как с первым он имеет много общих друзей, со вто­рым же давно знаком лично.

Пилсудский предложил им два плана: один более широкий, другой - более узкий. Широкий план предполагает создание союза, который объ­единил бы все государства, образовавшиеся на границе с Россией, Польшу, Финляндию, а также русские антибольшевистские силы для борьбы с большевизмом. Более узкий план ограничивается поисками путей урегулирования будущих взаимоотношений между Польшей и антибольшевистской Россией.

По широкому плану Пилсудский предполагает созвать в погранич­ных с Россией государствах учредительные собрания, которые должны находиться в контакте друг с другом и взаимно гарантировать целост­ность их территорий. Предложение о создании учредительных собраний ipso facto[3] поставит эти государства в оппозицию большевикам, кото­рые выступают против созыва учредительного собрания. Созыв таких собраний в пограничных с Россией государствах показал бы всему миру стремление этих государств к тому, чтобы их правительства опирались на общественное мнение. Это произвело бы хорошее впечатление. Пил­судский сказал, что осуществление его мысли означало бы создание на Ближнем Востоке Европы своего рода Лиги Наций для борьбы с большевизмом. Он просил гг. Савинкова и Чайковского рассмотреть это предложение и встретиться с ним еще раз.

Через два дня они вновь посетили Пилсудского и заявили, что при­нимают его расширенный план, однако предпочли бы объединение [497] гооударств назвать федерацией, а не союзом. Генерал Пилсудский указал, что ни Польша, ни Финляндия не могут войти в федерацию так как они - государства независимые. Русские выразили надежду, что он не будет побуждать другие пограничные с Россией государства возражать против понятия «федерация». Короче говоря, из разговора с гг. Савинковым и Чайковским он ясно понял, что они никогда не согласятся на полную независимость пограничных с Россией госу­дарств и пойдут только на предоставление им автономии.

Затем русские спросили, не согласится ли он на то, чтобы русские воинские части присоединились к польской армии и сражались вместе с нею. Пилсудский откровенно заявил русским, что хотя это предложение кажется в принципе вполне допустимым, однако практически оно неосуществимо. Он не может быть уверен в тех русских, которых можно набрать в армию на территории Польши. (Весьма) неблагоприятное впечатление на него производит тот факт, что (война) между (большевиками) и их противниками приняла характер взаимной мести. Польские войска оказались бы скомпрометированными, если бы присоединившиеся к ним русские части возбудили бы враждебность крестьянства. Г-н Савинков повез план генерала Пилсудского в Париж, а г. Чайковский отбыл в штаб Деникина[4].

Копия направляется в Константинополь для сэра Макиндера.


«Documents on British Foreign Policy 1919-1939»,
First Series, vol. III, p. 800-801.


[1] В документе ошибочно: Чриковский.

[2] Б. Савинков и H. Чайковский c 16 пo 20 января находились в Варшаве, куда они были посланы делегацией Колчака на Парижской мирной конференции для возобновления переговоров с польским правительством и урегулирования спорных вопросов (см.: «Przegląd Współczesny». 1936, N 173, s. 44-46).

[3] В силу самого факта; тем самым (лат.).

[4] 27 февраля 1920 г. Пилсудский направил в Париж Вендзягольского с письмом к Б. Савинкову. Вендзягольский в конфиденциальной беседе с кн. Львовым, Маклаковым и Савинковым заявил, что Пилсудский предлагает Советскому правительству заключить мир на следующих условиях: «а) Признание восточных границ Польши 1772 г.; б) признание независимости новых государств, образовавшихся в пределах бывшей Российской империи, причем не только Украины, Литвы, Эстонии, но и на исконно русских землях (Дон, Кубань, Терек); в) прекращение агитации в соседних государствах; г) ратификация мирного договора, заключенного на вышеизложенных условиях учредительным собранием, избранным путем всеобщего голосования. Ни такие условия большевики, конечно, не согласятся, а следовательно вооруженной борьбы с ними не избежать. Предвидя это, начальник Польского государства желал бы заключить соглашение с русской национальной армией (т. е. с ген. Деникиным) на условиях учредительным собранием, избранным путем всеобщего голосования. («Przegląd Współczesny». 1936, N 173, s. 49-50).


Текст воспроизведен по изданию: Документы и материалы по истории советско-польских отношений. - Т. II. - М., 1964. С. 497-498.

Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."