Новая и новейшая история стран Европы и Америки - Новая и новейшая история Европы |
Варшава
Сегодня я имел продолжительную беседу с начальником государства.
Он изложил мне содержание переговоров, которые он вел с гг. Савинковым, Чайковским[1], недавно прибывшими сюда для встречи с ним[2]. Генерал Пилсудский сказал, что при переговорах с русскими, выступающими против большевиков, по его мнению, нельзя руководствоваться предположением, что Россия без Польши и Финляндии может вернуться к довоенному положению. Переговоры нужно строить на совершенно иной основе. Он приветствовал визит гг. Савинкова и Чайковского, так как с первым он имеет много общих друзей, со вторым же давно знаком лично.
Пилсудский предложил им два плана: один более широкий, другой - более узкий. Широкий план предполагает создание союза, который объединил бы все государства, образовавшиеся на границе с Россией, Польшу, Финляндию, а также русские антибольшевистские силы для борьбы с большевизмом. Более узкий план ограничивается поисками путей урегулирования будущих взаимоотношений между Польшей и антибольшевистской Россией.
По широкому плану Пилсудский предполагает созвать в пограничных с Россией государствах учредительные собрания, которые должны находиться в контакте друг с другом и взаимно гарантировать целостность их территорий. Предложение о создании учредительных собраний ipso facto[3] поставит эти государства в оппозицию большевикам, которые выступают против созыва учредительного собрания. Созыв таких собраний в пограничных с Россией государствах показал бы всему миру стремление этих государств к тому, чтобы их правительства опирались на общественное мнение. Это произвело бы хорошее впечатление. Пилсудский сказал, что осуществление его мысли означало бы создание на Ближнем Востоке Европы своего рода Лиги Наций для борьбы с большевизмом. Он просил гг. Савинкова и Чайковского рассмотреть это предложение и встретиться с ним еще раз.
Через два дня они вновь посетили Пилсудского и заявили, что принимают его расширенный план, однако предпочли бы объединение [497] гооударств назвать федерацией, а не союзом. Генерал Пилсудский указал, что ни Польша, ни Финляндия не могут войти в федерацию так как они - государства независимые. Русские выразили надежду, что он не будет побуждать другие пограничные с Россией государства возражать против понятия «федерация». Короче говоря, из разговора с гг. Савинковым и Чайковским он ясно понял, что они никогда не согласятся на полную независимость пограничных с Россией государств и пойдут только на предоставление им автономии.
Затем русские спросили, не согласится ли он на то, чтобы русские воинские части присоединились к польской армии и сражались вместе с нею. Пилсудский откровенно заявил русским, что хотя это предложение кажется в принципе вполне допустимым, однако практически оно неосуществимо. Он не может быть уверен в тех русских, которых можно набрать в армию на территории Польши. (Весьма) неблагоприятное впечатление на него производит тот факт, что (война) между (большевиками) и их противниками приняла характер взаимной мести. Польские войска оказались бы скомпрометированными, если бы присоединившиеся к ним русские части возбудили бы враждебность крестьянства. Г-н Савинков повез план генерала Пилсудского в Париж, а г. Чайковский отбыл в штаб Деникина[4].
Копия направляется в Константинополь для сэра Макиндера.
«Documents on British Foreign Policy 1919-1939»,
First Series, vol. III, p. 800-801.
[1] В документе ошибочно: Чриковский.
[2] Б. Савинков и H. Чайковский c 16 пo 20 января находились в Варшаве, куда они были посланы делегацией Колчака на Парижской мирной конференции для возобновления переговоров с польским правительством и урегулирования спорных вопросов (см.: «Przegląd Współczesny». 1936, N 173, s. 44-46).
[3] В силу самого факта; тем самым (лат.).
[4] 27 февраля 1920 г. Пилсудский направил в Париж Вендзягольского с письмом к Б. Савинкову. Вендзягольский в конфиденциальной беседе с кн. Львовым, Маклаковым и Савинковым заявил, что Пилсудский предлагает Советскому правительству заключить мир на следующих условиях: «а) Признание восточных границ Польши 1772 г.; б) признание независимости новых государств, образовавшихся в пределах бывшей Российской империи, причем не только Украины, Литвы, Эстонии, но и на исконно русских землях (Дон, Кубань, Терек); в) прекращение агитации в соседних государствах; г) ратификация мирного договора, заключенного на вышеизложенных условиях учредительным собранием, избранным путем всеобщего голосования. Ни такие условия большевики, конечно, не согласятся, а следовательно вооруженной борьбы с ними не избежать. Предвидя это, начальник Польского государства желал бы заключить соглашение с русской национальной армией (т. е. с ген. Деникиным) на условиях учредительным собранием, избранным путем всеобщего голосования. («Przegląd Współczesny». 1936, N 173, s. 49-50).
Текст воспроизведен по изданию: Документы и материалы по истории советско-польских отношений. - Т. II. - М., 1964. С. 497-498.
Комментарии |
|