Мы, господа, как социалисты, участвуем в политической борьбе и закономерностью самого нашего движения стремимся, опираясь на всеобщее избирательное право, на демократию, распространить наше влияние; мы стремимся добиться непосредственных результатов; однако именно характер нашей деятельности таит для нас угрозу сделать нас чересчур уступчивыми, склонными к опасным компромиссам; она может иной раз привести нас к забвению конечной
[110] цели пролетариата - полного социального обновления, создания коллективистского общества, в котором трудящиеся, сегодняшние наемные работники, станут хозяевами производства. И поэтому хорошо, что в профсоюзах, на биржах труда, в конфедерации труда, в этих чисто рабочих объединениях, пролетарское сознание сохраняет силу самостоятельности, я бы сказал, силу остроты. Это хорошо, это необходимо, чтобы в определенных организациях сосредоточились сила и мысль рабочего класса для оказания мощного воздействия на всю совокупность общественных сил.
Вот, господа, в чем новый смысл, в чем общественное значение, приобретаемое революционным синдикализмом. А вот и его логическое следствие. По мере того как рабочие сосредоточивают свои силы, могущие заявить о себе, по мере того как они организуются там, где они живут и мыслят, по мере того как они все более концентрируются в особую силу, способную преодолеть, не дрогнув и не притупив своего острия, оказываемое ей социальное противодействие, вполне естественно, что они также используют в своей борьбе такие средства, такое оружие, которое подсказывает им сам их образ жизни. Чтобы добиться издания законов, ему необходимых, законов, от которых он не в состоянии отказаться, пролетариат должен дожидаться, пока и здесь
[1], и в стране ему не удастся оказать воздействие на элементы либо прямо ему враждебные, либо безразличные, либо неприязненные. Однако в его непосредственном распоряжении имеется сила, заключенная в нем самом. Этой силой является его собственный труд, его способность производить, это - повседневная трудовая энергия рабочего, которая создает все, которая с утра до вечера вращает все колесики социального механизма...
Вот как! - рассуждают рабочие. - Законодатели недостаточно внимательны к рабочим. Вот как! Они полагают, что им удастся сбить рабочее движение, если они смягчат некоторые проявления капитализма. Хорошо же! Мы им покажем, мы напомним им, что труд имеет право на все, ибо он является всем. И чтобы напомнить вам, что он является всем, мы покажем вам, что все остановится, лишь только он перестанет функционировать.
Вот, господа, где лежат глубокие социальные корни мысли о всеобщей забастовке, мысли, имманентно присущей рабочему движению.
[111]
Сто двадцать лет тому назад Мирабо во время своей поездки по Провансу, выступая против благородных, против привилегированных, бросил им в лицо свои знаменитые слова: «Остерегайтесь возбуждать этот народ, который производит все...» Господа, революционный синдикализм от имени пролетариата повторяет ныне этот великий боевой вызов великого оратора третьего сословия, брошенный им в канун революции.
Повторяю, в этом смысл всеобщей забастовки в тех странах, где уже завоевана политическая свобода. Там, где ее еще нет, как в России, как в Австро-Венгрии, трудящиеся используют всеобщую забастовку для завоевания политических прав, для завоевания всеобщего избирательного права. Там, где они уже завоеваны, они используют ее, чтобы напомнить всеобщему избирательному праву, что оно не может быть действительно всеобщим, пока в его основу не будет положена всеобщая, т. е. общественная, собственность, а не собственность олигархии...
Jaurès J. Pour la paix (1903-1906). P., 1931,
p. 445 - 447.
[1] То есть в парламенте.
Текст воспроизведен по изданию: Сборник документов по истории рабочего и социалистического движения стран Европы и США. - М., 1985. С. 110-112.