(В сокращении)
Не без некоторого удивления, разделяемого, надеюсь, многими из вас, слушал я в прошлый четверг нашего коллегу М. Сибилля, воспевавшего с этой трибуны, как с Капитолия, хвалу богу парламентаризма за закон 2 ноября 1892 г., который он назвал «делом мудрости, справедливости и прогресса».
Небезынтересно, что закон, о котором шла речь и изменения которого от нас требуют, имел целью некоторые реформы. Он имел в виду повышение минимального возраста детей, допускаемых к промышленному труду, до 13 лет; он имел в виду уничтожение ночного труда и окончательное установление еженедельного отдыха; он, наконец, имел в виду ограничение труда детей и женщин, первых десятью, вторых - одиннадцатью часами. Но я знаю и вы также знаете, что эти реформы, которые вам объявляют реализованными, еще только должны быть осуществлены... и что ни одно из постановлений, изданных нами - законодателями, вовсе не исполняется на практике. До сих пор - после издания вашего закона, как и до него, - продолжают работать по двенадцать, тринадцать, четырнадцать, пятнадцать и даже до 24-х часов в сутки...
Вот первый документ, полученный мною от рабочих
[82] Рубе, касающийся предприятия, которое я могу назвать, если палата того пожелает.
На этом предприятии занято около 300 детей в возрасте от 13 до 16 лет. Они работают в среднем 13-15 часов в сутки с перерывом на обед в один час. Они проводят там всю ночь с вечера субботы до 6 часов воскресенья. Некоторые, по требованию хозяина, проводят, таким образом, две или три ночи в неделю; они имеют право отказываться от этого, но они знают, что при первой же заминке в производстве они первыми будут рассчитаны. Боясь лишиться куска хлеба, боясь оказаться обреченными на голод при первом же кризисе, они не осмеливаются сказать «нет».
Вот еще одно предприятие - я ссылаюсь постоянно на Рубе и вынужден брать свои примеры из этого во всех отношениях типичного города; он типичен как в смысле эксплуатации рабочих, так и в смысле их требований. На этой фабрике дети в возрасте 13-15 лет работают по 12-14 часов в невыносимой атмосфере. Я говорю о механической чесальной фабрике. Вы знаете, в какой температуре находятся мужчины и женщины, вынужденные, чтобы иметь средства к жизни, проводить время в этом настоящем пекле, где не работают, а жарятся.
...Перейдем теперь к воскресному отдыху.
6-й округ. Еженедельный отдых назначен на воскресенье; он не соблюдается в приморских городах, даже во время первого причастия и на страстной неделе.
1-й округ. Старый обычай заставлять ученика в воскресенье утром чистить и убирать мастерские сохранился в мелкой промышленности до сих пор...
5-й округ. На бутылочных заводах с чугунными печами еженедельный отдых не практикуется.
Далее: модистки и швеи заставляют своих учениц приходить в воскресенье, чтобы посылать их разносить выполненные заказы...
Итак, по весьма справедливому выражению докладчика обсуждаемого нами закона, закон 2 ноября 1892 г. в действительности остался мертвой буквой.
Guesde J. Quatre ans de lutte de classe. A la
Сhambre 1893 - 1898. P., 1901, v. I, p. 230-281.
Текст воспроизведен по изданию: Сборник документов по истории рабочего и социалистического движения стран Европы и США. - М., 1985. С. 82-83.