Третий французский рабочий конгресс, состоявшийся в сентябре - октябре минувшего года в Марселе, завершил свою работу выводом о необходимости установления «коллективной собственности на землю, ее недра, машины, средства транспорта, строения и другие средства производства»; таким образом, конгресс перерезал тот канат, который до сих пор еще тянул наш пролетариат в омут буржуазного радикализма... Этим и объясняются те яростные вопли, которыми наши самые республиканские правители встретили вступление наемных работников Франции в европейское социалистическое движение...
Воспользуемся случаем, чтобы дополнить соображения, которыми Марсельский конгресс обосновал свой коллективизм;
[71] его требования основываются не только на чувстве справедливости, но и на науке и на данных практики...
Впрочем, коллективисты не являются коммунистами в том смысле, в котором во Франции обычно понимают это слово. Они никогда ни в Марселе, ни в другом месте не требовали обобществления продуктов труда, предметов потребления; более того, они вовсе не собираются упразднять всю индивидуальную собственность. Они далеки от этого: то, чего они добиваются, - это обобществление средств производства; целью, которую они преследуют, является индивидуальная собственность, но
распространенная на всех и основанная на личном труде ее владельцев. Словом, между коллективистами и самыми закоренелыми консерваторами имеется в наши дни лишь количественная разница. Ибо одни допускают установление общественной собственности на пути сообщения, железные дороги, леса и т. д., а другие - это мы, на которых они клевещут, так как не могут нас расстрелять, - хотят распространить общественную собственность также и на обрабатываемые земли, шахты, фабрики и сделать это, как я уже говорил, не только для того, чтобы обеспечить трудящимся пользование продуктами их труда, предметами потребления, уничтожив существующую ныне нищету, подобно тени неотступно преследующую труд, но и прежде всего
потому, что если раньше индивидуальное присвоение средств производства являлось условием его самого быстрого развития, то с появлением машин, пароходов, интенсивных методов производства оно превратилось в самое главное препятствие развитию производительности человеческого труда...
Guesde J. Çа et là. Р., 1914, р. 187-198.