В 1896—1898 гг. Э. Бернштейн опубликовал ряд статей, которые затем были объединены в книгу «Предпосылки социализма и задачи социал-демократии». Эти публикации явились законченным выражением ревизионистской точки зрения. Бебель пытался сначала частным путем образумить Бернштейна, приписывая ошибки последнего его личной слабости, но затем публично выступил против него. На Ганноверском съезде СДПГ (1899) большинством в 216 голосов против 21 была принята резолюция Бебеля, направленная против ревизионизма.
Газета «Лайпцигер фольксцайтунг», где была опубликована статья Р. Люксембург, являлась органом левых социал-демократов.
Опубликована в январе 1898 г.
Если под установлением социализма понимать по всем правилам и последовательно коммунистически организованное общество, то мне во всяком случае оно представляется лишь в весьма отдаленном будущем. На этот счет у меня
[36] не возникает никаких сомнений. С другой стороны, я твердо убежден, что уже нынешнее поколение пожнет немало плодов социализма, если не в его патентованной форме, то на деле. Постоянное расширение сферы общественного воздействия, т. е. расширение круга обязанностей и соответственно прав личности в обществе и обязанностей общества в отношении личности, расширение прав надзора организованного в государство общества над его хозяйственной жизнью, расширение демократического самоуправления в общинах, округах и провинциях и расширение его функций - все это означает для меня продвижение к социализму или, если угодно, поэтапное осуществление социализма. Естественно, что это движение будет сопровождаться переходом частных предприятий в управление общества, но оно будет происходить постепенно, само собой. В этом вопросе особенно необходимо проявлять тщательную сдержанность. Для создания и обеспечения хорошо налаженного демократического управления производством... необходимо время. Это дело нельзя форсировать. Но и вообще переход управления производством в руки общества отнюдь не имеет такого кардинального значения, как это обычно принято думать. Обществу достаточно воспользоваться принадлежащим ему правом контроля над экономической жизнью. В хорошем фабричном законе может содержаться больше социализма, чем в национализации целого ряда фабрик.
Я открыто заявляю, что нахожу чрезвычайно мало смысла и интереса в том, что обычно называют «конечной целью социализма». Эта цель, чем бы она ни была, для меня - ничто, движение - это все. И под движением я понимаю как всеобщее развитие общества, т. е. социальный прогресс, так и политическую и экономическую агитацию и организацию для осуществления этого прогресса.
Geschichte der deutschen Arbeiterbewegung,
Bd. 1, S. 668.
Текст воспроизведен по изданию: Сборник документов по истории рабочего и социалистического движения стран Европы и США. - М., 1985. С. 36-37.