Речь Жака Дюкло (секретарь ЦК компартии Франции, вице-председатель палаты депутатов[1])
Национальная конференция отражает чувства миллионов французов, стремящихся к миру и безопасности страны. Спасение Франции они не отделяют от спасения республиканской Испании. Мы - партия мира, но мы также партия, которая защищает трудящихся, крестьянство и весь мелкий люд от алчности крупного капитала. Все вы слышите о недовольстве трудящегося населения политикой Поля Рейно, которая все больше и больше является расплатой за политику Мюнхена.
Рабочий возмущается наступлением на социальное законодательство и ростом дороговизны жизни; торговец вырал<ает свое недовольство увеличением налогов, его тревожит будущее; крестьянство встревожено. Обещания министра финансов относительно восстановления страны никому не внушают доверия. Интеллигенция задает себе вопрос: какая судьба ждет нашу страну, если сторонники мюнхенской политики добьются осуществления своих целей?
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ДЕКРЕТЫ УХУДШИЛИ ПОЛОЖЕНИЕ
Национальная конференция должна выразить протест народных масс, рассеять иллюзии, если они у кого-нибудь есть, и показать путь к освобождению от иллюзий. Чрезвычайные декреты, изданные 12 ноября, весьма далеки от того, чтобы улучшить положение, Они могут его только ухудшить.
Французский народ - жертва махинаций банков и трестов - стремится освободить страну от их разорительной и бесчестной опеки. В 1936 г. французский [165] народ высказался против политики Лаваля, чрезвычайные декреты которого ухудшали положение всех слоев трудящегося населения. Французская нация стремилась покончить с политикой дефляции, приводящей к снижению заработной платы, к общему падению цен на сельскохозяйственные продукты, к разорению мелких торговцев. Она стремилась покончить с преступной терпимостью по отношению к заговорщическим лигам, угрожавшим безопасности страны.
ЧТО ДАЛ НАРОДНЫЙ ФРОНТ
Политике Лаваля, осужденной всеобщим голосованием, народный фронт противопоставил свою программу, содержащую требования улучшения социального законодательства, введения коллективных договоров, 40-часовой рабочей недели, оплаченных отпусков, налоговых мероприятий против богачей, роспуска фашистских лиг и мероприятий, направленных к сохранению мира. Народный фронт может гордиться тем, что он добился проведения ряда прогрессивных мероприятий, улучшив жизнь французского народа.
В самом деле, с тех пор мы имели бурный рост профсоюзов, рабочий получил узаконенный отдых, дела мелких торговцев пошли лучше, крестьяне получили возможность продавать сельскохозяйственные продукты по более высоким ценам. Народный фронт подготовил основу экономического восстановления нации, но крупный капитал пошел в наступление против социальных завоеваний народного фронта. В этот момент надо было предпринять решительные действия против тех, кто экспортировал капиталы. Но вместо этого в сентябре 1936 г. была произведена первая девальвация.
НУЖНО БЫЛО ОСУЩЕСТВИТЬ ПРОГРАММУ
В январе 1937 г. вместо введения налоговой реформы, которой требовали коммунисты, правительственные мероприятия ограничились заменой налога с оборота налогом на производство. Несмотря на призывы нашей партии, которая в июне 1937 г. требовала от правительства не отступать перед сенатом, а оказать ему сопротивление и обратиться с призывом к трудящимся, крупному капиталу была сделана уступка.
Политика отступления привела к новым атакам и
[166] новой девальвации, осуществленной Боннэ. Это позволило экспортерам капиталов получить новые, притом скандально высокие прибыли и снизило снова реальную заработную плату и пенсии.
Все эти урезки в заработной плате и пенсиях не имели бы места, если бы проводилась политика, предлагаемая коммунистической партией.
Если бы осуществлялась финансовая программа народного фронта, то теперь положение было бы совершенно другое. Предусмотренные программой мероприятия дали бы средства для производства крупных общественных работ. Выполнение некоторых пунктов программы сразу же сказалось на улучшении экономической жизни страны. Безработица чувствительно сократилась благодаря введению 40-часовой рабочей недели и первым, хотя и робким шагам в осуществлении программы общественных работ. Количество банкротств сократилось. Организация зернового бюро улучшила положение крестьянства. Повышение цен на хлеб привело к повышению цен на все сельскохозяйственные продукты. Стремясь отнять добытые трудящимися завоевания, тресты ведут наступление на зерновое бюро, чтобы таким образом сократить доходы крестьян. Жалованье служащих государственных предприятий не было увеличено соответственно стоимости жизни.
Если бы программа народного фронта осуществлялась, то хозяйство страны было бы восстановлено. Франция могла бы без страха смотреть в будущее.
ТЯЖЕЛЫЕ НАЛОГИ НА БЕДНЫХ, ПРИВИЛЕГИИ БОГАТЫМ
В мае 1938 г. Даладье были предоставлены первые чрезвычайные полномочия, которыми он воспользовался для проведения третьей девальвации, для увеличения на 8% прямых налогов и повышения косвенных налогов. В то время как организации крупных промышленников пользовались снижением налогов, в этом было отказано мелким и средним промышленникам и торговцам. Тогда партия решительно выступила против этих мер.
Речь, произнесенная Даладье 21 августа и направленная против рабочего класса и 40-часовой недели, предвосхищала введение чрезвычайных декретов, которые несколько месяцев спустя были изданы Полем Рейно. Нас уверяли, что, в то время как люди наемного труда
[167] сохранили свою реальную зарплату, доходы движимого и недвижимого капитала сократились на 45%, а доходы промышленных и торговых предприятий - даже на 66%. Что этим хотели сказать? Этим хотели оправдать увеличение капиталистической прибыли, на защиту которой стал Поль Рейно. Именно в целях увеличения прибыли капиталистов и были изданы чрезвычайные декреты. Но что совершенно ясно сегодня - это противоречие, существующее между преследуемой целью и национальными интересами, о которых, очевидно, совершенно не тревожатся в некоторых кругах, с тех пор как там царит мюнхенский дух.
НЕСПРАВЕДЛИВЫЕ И НЕДЕЙСТВЕННЫЕ МЕРЫ
В стране растет безработица. Число безработных увеличилось с 364 210 до 415 568, т. е. на 51 358 человек. Если учесть общую сумму пособий по безработице, которую надлежит выдать новой массе безработных, выброшенных на улицу чрезвычайными декретами от 12 ноября, то можно сказать, что Поль Рейно обошелся государству в 23 млн. франков в месяц.
Новым двухпроцентным налогом обложены жалкие доходы трудящихся. Но зато введено ограничение налога на крупные доходы. Эта практика, оскорбляющая чувство справедливости у трудящихся масс, помимо всего этого и неэффективна.
Чрезвычайные декреты не могут установить и не установят равновесия в государственном бюджете. Наоборот, они сокращают внутренний рынок упразднением общественных работ и уменьшением покупательной способности масс.
Нас хотели также убедить в том, что объем нашего экспорта отныне увеличится. Действительно, экспорт в декабре 1938 г. составил 3 292 млн. франков, тогда как в декабре 1937 г. он достигал только 2 346 млн. франков. Но наряду с этим тоннаж экспорта сократился с 2 628 тыс.
т в декабре 1937 г. до 2 334 тыс.
т в декабре 1938 г. А это означает, что дело заключается больше в снижении стоимости франка, чем в увеличении экспорта.
ТО, ЧЕГО ТРЕБУЮТ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ
Вся эта злополучная политика проводится при поддержке капиталистов, бросившихся в спекуляцию. Перед [168] лицом чрезвычайных декретов, несущих обнищание, коммунистическая партия напоминает, что программа народного фронта включает все элементы экономического, финансового, социального и морального восстановления страны.
На сессии Центрального комитета партии в Нуази-ле-Сек Морис Торез прекрасно отметил десять моментов, необходимых для национального восстановления. Национальное восстановление требует:
1) Отмены чрезвычайных декретов Даладье-Рейно. Эти антидемократические меры благоприятствуют фашизму, точно так же как в Германии декреты Брюннинга лили воду на мельницу Гитлера. Зачрезвычайными декретами последовали освобождение «кагуляров», репрессии против рабочего класса и антикоммунистическая кампания.
Требование отмены чрезвычайных декретов означает защиту интересов Франции и демократии.
СОХРАНЕНИЕ И РАСШИРЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ
Интересы нации требуют:
2) Сохранения и расширения социального законодательства народного фронта, сохранения 40-часовой недели, коллективных договоров, оплаченных отпусков, сохранения зернового бюро, давшего крестьянам лучшую оплату их труда. Эту программу надо дополнить созданием кассы для оказания помощи пострадавшим от стихийных бедствий в сельском хозяйстве, организацией национального фонда помощи от безработицы (что включено в программу народного фронта), увеличением помощи безработным, пока они лишены работы, и организацией ученичества. Необходимо также установить пенсии престарелым и увеличить зарплату рабочим и служащим.
Франция должна продолжать дело социального улучшения, а не проводить политику рокового и унизительного регресса.
ЗАЩИТА СЕМЬИ И ДЕТЕЙ
Национальные интересы требуют:
3) Защиты семьи и детей.
Количество рождений во Франции упало с 1022 тыс. в 1876 г, до 610 тыс. в истекшем году. Смертность [169] превышает рождаемость, в то время как в Германии и Италии рождаемость значительно выше, чем во Франции.
Трудящиеся хотят иметь семью, но препятствием являются трудные условия существования. И все-таки в рабочих кварталах рождаемость остается наиболее высокой. Необходимо осуществить физическую и моральную защиту детей, оказать помощь молодежи, чтобы она могла создавать свой семейный очаг, ввести вспомоществование многосемейным крестьянам, мелким торговцам, кустарям. Нужно отбросить роковую политику экономического мальтузианства, мешающую росту французской семьи. Франция должна осуществлять политику, достойную ее прошлого и ее назначения в будущем. Такая политика практически вполне осуществима. Проведение политики национального спасения возможно путем применения трех крупных мероприятий:
а) Права на труд.
б) Демократической реформы налогового обложения.
в) Фактической национализации монополий.
Для оздоровления французской промышленности необходимо пресечь бегство капиталов, пущенных в спекуляцию вместо вложения их в промышленность.
ПОБЕДИТЬ САБОТАЖ КАПИТАЛА
Франция вынуждена покупать много товаров за границей, тогда как она могла бы производить их сама, если бы капиталы вкладывались в промышленность. Так, Франция покупает за границей почти на 7 млрд. франков угля для производства электроэнергии. Вместо этого достаточно было бы расширить гидроэлектрическое оборудование.
Франция, как это отмечал Эррио, не имеет современного оборудования и вынуждена обращаться к загранице. Разве не возмутительно то, что капиталисты до такой степени игнорируют национальное производство?
Злая воля капиталистов вынуждает массы требовать от финансовых магнатов того, что они сами отказываются делать. Программа народного фронта предусматривает пресечение бегства капиталов. Но этому противопоставляют неуместную болтовню о либерализме - формулу, за которой прячутся спекулянты. Однако Англия для защиты фунта стерлингов проводила контроль вывоза капиталов; Поль Рейно ничего не сказал об этом покушении на «ортодоксальный либерализм». [170]
Итак, нужно помешать вывозу капиталов, обязать вернуть уже вывезенные капиталы и вложить их в промышленность. Французские капиталисты поместили свои капиталы в Англии, отправили их в Базель и перевели в Берлин. Это позволило Круппу купить предприятия Шкода и усилить военный потенциал Германии.
Наряду с тем, что нужно помешать бегству капиталов и заставить вложить их в производство, нужно также положить конец ростовщическим прибылям кучки людей, мощь и огромные доходы которых Ленин показал в своей книге «Империализм, как высшая стадия капитализма».
СТРОГИЙ КОНТРОЛЬ НАД ДЕЙСТВИЯМИ ТРЕСТОВ
Много примеров говорит о скандальных прибылях банков и трестов. Три основных кредитных учреждения: «Лионский кредит», «Национальная учетная контора» и «Генеральное общество», распределили за 10 лет 1 870 млн. франков прибылей. Эти учреждения имеют вкладов на сумму 21 млрд. Значительная часть этих подлинно ростовщических прибылей должна была бы быть изъята государством. Кроме того, банки, выплачивая вкладчикам весьма низкий процент, в то же время, одалживая эти деньги государству, берут высокий процент.
Чтобы положить конец преступным действиям крупных капиталистов, направленным против нации, необходимо:
1) опубликование в «Журналь офисиель» имен всех руководителей торговых, промышленных и финансовых обществ;
2) проведение строгих мер контроля над составлением балансов предпринимательских объединений;
3) полное запрещение лицам, занимающим или занимавшим общественные или выборные должности, состоять в административных советах предпринимательских объединений;
4) запрещение слияния предпринимательских объединений, которое фактически приводит к подлинной экономической диктатуре.
НЕОБХОДИМО НАЦИОНАЛИЗИРОВАТЬ МОНОПОЛИИ
Капиталистические тресты и картели грабят трудящееся население. Поэтому необходимо провести национализацию фактических монополий, как, например, страховых компаний, возместив мелких держателей акций. [171]
Представители крупного капитала, претендующие на то, что они дают урок патриотизма трудящимся, стоят во главе бесчисленных французских и иностранных компаний. Это Ротшильды, Малле, Шнейдеры, Мишлены, Рено и др. И эти люди имеют свою креатуру в парламенте. Это антикоммунисты, как Жак Барду, и когорта маркизов, герцогов, графов и баронов из нового большинства палаты депутатов.
Когда Поль Рейно говорит, что государство бедно, потому что Франция бедна, он неправильно ставит вопрос. Если государство бедно, то это оттого, что крупные собственники, располагающие огромными капиталами, не развивают промышленность и не платят по налогам того, что они должны были бы платить. Если бы они платили, это позволило бы изыскать средства для проведения многочисленных социальных реформ. Эти требования, поставленные нашей партией, защищались когда-то и партией радикал-социалистов. Мы требуем национализации монополий и уверены в том, что остаемся верны руководящим принципам финансовой программы народного фронта.
Демократы Франции уже очень давно выдвигали это требование. Крупные капиталисты систематически противятся национализации монополий. Они ненавидят любой народный контроль, как бы совершенен он ни был. Из Французского банка был удален Жуо, а Семар и Жоррижьон были выведены из административного совета Национальной железнодорожной компании.
НАЛОГОВАЯ РЕФОРМА
Необходимо приступить к полной налоговой реформе Франции, так как это - единствгнное средство для наведения порядка в общественных финансах. Налоговая реформа должна быть направлена:
1) на пресечение мошенничеств, связанных с налоговым обложением;
2) на установление прогрессивного налога на доходы и увеличенного налога на крупные доходы;
3) на прогрессивное налоговое обложение прибылей торговых, промышленных и финансовых обществ, для того чтобы помешать ростовщическим доходам.
Уклонение от налоговых обложений ежегодно обходится государству примерно в 20 млрд. франков. Министр [172] Пьетри оценил эти потери в 9 млрд. «франков Пуанкаре», а укрытие доходов приняло с тех пор значительно большие размеры, потому что в течение последних лет экспорт капиталов производился в широком масштабе и доходы с экспортированных капиталов ускользали от всякого обложения во Франции, так как экспортеры капиталов платят налоги в Англии, Швейцарии, Америке или Германии, но не платят их в нашей стране.
ВВЕДЕНИЕ ЛИСТКОВ С ОТМЕТКОЙ УПЛАТЫ НАЛОГОВ НА ЦЕННЫЕ БУМАГИ
Необходимо добиться применения этих листков, ибо устранение жульничества при налоговом обложении является одним из основных средств восстановления народных финансов. Налоговая справедливость требует, чтобы каждый гражданин мог знать, что сообщает о своих доходах тот или иной крупный собственник.
В Америке вывешивают в мэриях списки с обозначением доходов. Помимо этих налоговых мер на доходы обществ, направленных к тому, чтобы дать государству устойчивые денежные ресурсы, существуют еще и другие источники, могущие принести средства, достаточные для финансирования больших общественных работ.
К ним относится в первую очередь особое обложение крупных состояний, в пользу чего мы неустанно проводили кампанию и что, наконец, было предложено вторым правительством Блюма. Затем следует конфискация доходов, полученных в результате трех девальваций. Необходимо начать расследование для того, чтобы выявить всех получивших барыши от этих прибыльных операций и заставить их вернуть награбленное.
Эти мероприятия являются условием восстановления хозяйства Франции. Только тот заинтересован в том, чтобы им воспротивиться, кто хочет увековечить режим продажности и безответственности.
Народ со своей стороны не отказывается от любой жертвы, от любого созидательного усилия. Наши рабочие, мужественные, искусные и великодушные, - не лодыри, как их хотели изобразить. Они готовы на жертвы, они никогда от них не отказывались. Но они хотят, и совершенно правильно, чтобы эти жертвы служили стране, и только стране, а не шли на увеличение сверхприбылей крупного спекулятивного капитала, идущего против интересов нации.
[173]Необходимо предпринять работы по техническому и общественному оборудованию, уничтожить трущобы и построить здоровые жилища, - одним словом, дать работу ждущим ее тысячам безработных, проводить политику усовершенствования оборудования промышленности, добиться роста богатств колониальных стран и осуществлять необходимые колониальным народам социальные улучшения - вот в чем спасение нации!
Этого не хочет крупный капитал. Что, в таком случае, надо сделать? Нужно сломить его сопротивление. Это требует проведения некоторых политических мероприятий, предусмотренных программой народного фронта и упомянутых Морисом Торезом на пленуме Центрального комитета в Нуази-ле-Сек.
Это требует регулярной и нормальной деятельности республиканских учреждений, ареста фашистских предателей, агентов Гитлера.
В тюрьму - преступников, предателей, врагов Франции, «кагуляров»!
Нужно также спасти мир и прежде всего помочь Испании, помешать новому Мюнхену. Нужно укрепить франко-советский пакт, обеспечить республиканский характер армии, которая должна быть армией народа, имеющей своей миссией защиту свободы Франции и целостности нашей территории.
Все это предполагает и требует единства французского народа.
Мы, коммунисты, знаем, что это возможно. Мы, создавшие народный фронт, готовы использовать все для сохранения его единства. Все вместе мы создадим единство французской нации. Мы должны трубить сбор всех сил для защиты мира.
Мы должны показать путь к спасению. Этот путь мы видим ясно, и мы указываем его народу нашей страны, народу, которому мы должны показать, что из мирной Франции, разоренной и ограбленной трестами, мы хотим создать цветущую Францию свободы и труда.
[1] «Юманите» от 23 января 1939 г.
Текст воспроизведен по изданию: Гельбрас П. Внешняя и внутренняя политика Франции. - Л., 1939. С. 165 - 174.