Сейчас мы еще не имеем возможности обмениваться товарами. Мы выходим из войны с небольшими резервами, без сырья и при настоятельной необходимости переделать промышленное достояние. Какую свободу вы хотите, чтобы мы сейчас дали, если в настоящее время проблема ставится совершенно по-иному?
Мы должны покупать в кредит в четыре или пять раз больше» чем сами продаем. Зачем же продолжать повторять те же самые банальности?
Как вам сказал депутат Муриальди, наши продовольственные ресурсы ограниченны, и, хотя новый урожай у порога или даже кое-где в Италии уже собран, по всем другим товарам у нас немалые трудности. Запасы угля очень незначительны, и об этом вам говорил депутат Де Вито; не нужно злоупотреблять этими
[9] запасами, и все те люди, которые толкают нас к роскоши, к жизни не по средствам, толкают нас к сумасшествию, которое мы отвергаем.
Положение наше именно таково. Почему же вы хотите, чтобы я дал свободу торговли? Для чего? Что вы хотите покупать за границей и каким образом? Мы готовы предоставить любые свободы, но не свобода торговли принесет нам избавление от трудностей.
Здесь некоторые люди учат нас политической экономии. Люди, которые с легким сердцем толкают нас против США, которые мудро способствуют разрешению нашей продовольственной проблемы и без чьей помощи само существование Италии самым серьезным образом и, возможно, окончательно было бы поставлено под угрозу; эти люди, которые толкают нас против США, по моему мнению, страдают неизлечимым сумасшествием. США дают нам зерно, мясо, хлопок, нефть, большую часть того, что нам необходимо. И дают и должны будут давать в кредит. Некоторые безответственные лица говорят, что, если бы не было помощи США, можно было бы прекрасно покупать в Австралии, или в Аргентине, или еще где-нибудь.
Прекрасное открытие! Согласно спектральному анализу на Луне находятся огромные запасы золота. Но нужно добраться до Луны, чтобы его взять: нужно средство оплаты и транспортные средства.
Сейчас у нас нет ни средств оплаты, ни средств транспорта, чтобы покупать, перевозить. Тогда зачем же мы обманываем общественность?
Стране необходимо прочувствовать свои трудности, а нам - свою ответственность: отреагируем же на все попытки, как сверху, так и снизу, отреагируем на проявляющееся со всех сторон сумасшествие, направленное на остановку или уменьшение производительности труда. Существует мания высоких заработков и создания новых благ, тогда как положение в стране, наоборот, самое серьезное за всю нашу историю, возможно за несколько столетий. При таком положении эта мания - гибельна. Мы должны объединить все наши силы для восстановления; я уверен, что Италия будет через несколько лет, и я неоднократно об этом говорил, в первом ряду промышленно развитых стран Европы. Я не буду ничего вам сейчас демонстрировать; я это сделаю, когда буду вам докладывать по-другому, и без спешки, как в этот момент; но, повторяю, Италия имеет все необходимые элементы, чтобы этого достичь; и не сомневайтесь, я смогу это продемонстрировать. Италия выходит из войны более жизнестойкой, имея все необходимые дипломатические предпосылки, и ее состояние таково, что она может противостоять любым трудностям. Я в этом глубоко уверен. У нас будет несколько трудных лет; но мы пойдем навстречу светлому будущему.
Но не будем обманывать страну, говоря, что сейчас нам легко. Нам трудно и беспокойно. Все лишения должны нести богатые: налог на состояние будет налагаться на ранее созданные и новые
[10] состояния (в большей части на новые состояния), потому что все должны принести жертвы.
Мы должны наладить финансовую систему государства, с тем чтобы она функционировала и была сбалансированной, надежной, без каких-либо заграничных кредитов в ближайшем будущем; если мы не сумеем этого сделать, никто нам не поверит.
Но пусть и рабочий класс принесет свои жертвы: пусть поймут и они, что сейчас не время удовольствий даже для тех, кто столько перенес. Нет - забастовкам, сокращению работ, беспорядкам.
Я не хочу говорить неприятные вещи. Но пускай услышит рабочий класс, что новые жертвы должны принести без исключения все, что все мы должны соединиться в едином усилии лучше работать. Мы, благодаря богу, не находимся в положении немецких рабочих, вынужденных дополнительно работать, чтобы оплатить возмещение ущерба. Необходимо возместить ущерб нашим детям, которых война не должна обеднить. Таким образом, мы должны подготовить задел для увеличения благосостояния Италии.
Господа, я практически закончил, но должен сказать два слова по поводу событий, которые произойдут на днях.
Недавно было объявлено о проведении в Италии всеобщей забастовки в поддержку одного политического движения. Я думаю, и позвольте мне сказать это, мои достопочтимые коллеги, что Италия должна стать единственной страной, где эта забастовка не должна произойти.
Какой основной мотив этой забастовки?
Рабочий класс испытывает глубокое беспокойство (будем говорить здесь языком правды); он считает, что коммунизм в России и Венгрии, который мы ненавидим, а некоторые слои рабочих любят (и их чувство справедливо, поскольку каждый думает, как ему хочется), мы хотим задушить и что мы готовы вмешаться для уничтожения коммунистических форм правительства. Я лично (и разрешите мне так думать) считаю, что большевизм - азиатская болезнь, которая никогда не приживется в Италии; поэтому я не беспокоюсь также и потому, что считаю большевизм нежизнестойким даже в странах, где он родился. В любом случае русские и венгры имеют право делать то, что хотят, и итальянское правительство считает невозможным вмешиваться для подавления движений, которые возникли в России и в Венгрии.
Г о л о с а. Это - аморальное правительство, оно враг и самой Италии.
Н и т т и. Не будем говорить о морали; ведь и царский режим был аморальным, основанным на насилии и крови. Ужасные ссылки в Сибирь не были, конечно, моральными поступками. Однако же мы никогда не думали выступить против царя.
Таким образом, думаю, как глава правительства, что в этот момент мы должны воздержаться от любого действия против Венгрии или России, даже если эти страны имеют правительства, которые настроены по отношению к нам неблагожелательно.
[11]Естественно, что, если завтра они захотят выступить против нас, мы будем защищаться; но, повторяю, мы не считаем возможным вмешиваться во внутреннее устройство других государств. Полагая, что речь идет о каком-то мировоззрении, мы выступаем за его изоляцию. Большевики не идут против нас, поскольку были бы приняты надлежащим образом; но и мы не пойдем к ним, поскольку каждая страна вправе жить по своему усмотрению.
Скажу больше: так как цели, которые мы ставили при оккупации зарубежных территорий, отпали, мы решили вывести все наши войска, находящиеся за границей.
Таким образом, итальянское движение солидарности за проведение всеобщей забастовки в Италии не имеет смысла, поскольку, подчеркиваю, у нас нет никаких причин для интервенции в России или Венгрии. Это заявление представляется достаточным для того, чтобы отказаться от любой попытки провести всеобщую забастовку.
Архив МИД Италии
Текст воспроизведен по изданию: СССР - Италия: Страницы истории, 1917-1984. Документы и материалы. - М., 1985. С. 9-12.