Новая и новейшая история стран Европы и Америки - Новая и новейшая история Европы |
В своей ноте от 10 ноября правительство его величества просило правительство САСШ приступить к переговорам об урегулировании британского военного долга и предложило одновременно отсрочить платеж, срок которому истекает 15 декабря. Целью ноты правительства его величества было избежать последствий того финансового и политического неустройства, которое было бы неизбежным результатом возобновления платежей по военным долгам, избежать усиления всемирной экономической депрессии, которое было бы вызвано дальнейшим колебанием валют, содействовать возобновлению торгового доверия, которое за последнее время вновь поколебалось, в доказательство чего [174] можно привести целый ряд тревожных признаков, и наконец сделать возможным внимательное рассмотрение САСШ и Великобританией всей проблемы ввиду предстоящей международной экономической конференции.
Правительство его величества горячо приветствует ту часть ответа правительства САСШ, в котором оно выражает готовность облегчить изучение этого вопроса. Ввиду того, что, по мнению правительства САСШ, просьба о приостановке декабрьского платежа не обоснована достаточными аргументами, правительство его величества намерено ныне более подробно изложить соображения, которыми оно руководилось в своей предшествующей ноте.
Война привела к глубокому расстройству международной торговли. Неустройство это перешло через 14 лет в кризис, равного которому по глубине его до сих пор еще не было. В результате во всем цивилизованном мире разрушена торговля, что сопровождается жестокой безработицей и катастрофическим падением национального дохода, от которого одинаково страдают и Соединенные штаты Америки и Соединенное королевство.
Причины депрессии могут быть многообразны, но всеми признано, что военные долги и репарации явились одним из главных ее факторов и что урегулирование вопроса о долгах, которое разрядит напряженную атмосферу, царящую во всем мире, является необходимым условием возрождения всеобщего процветания. Как заявил в декабре 1931 г. базельский комитет экспертов, «единственным шагом, способным восстановить доверие, составляющее первое условие экономической устойчивости и действительного мира, является разрешение вопроса обо всех репарационных платежах и военных долгах в соответствии с тяжелой хозяйственной обстановкой, создавшейся во всем мире». Далее, в докладе комитета говорится: «Мы призываем правительства, ответственные за свои действия, не допускать никаких отсрочек в принятии решений, которые должны облегчить тяжкий кризис, от которого так жестоко страдают все». Несомненно, что в некоторых отношениях правительствам может быть трудно устранять мировые бедствия, но вместе с тем есть мероприятия, на которые они вполне могут пойти в пределах своей власти и своей ответственности.
Источником военных долгов явились военные потребности народов, вынесших мировую войну. Ресурсы союзных стран как в отношении человеческой силы, так и в отношении продуктов их производства с 1914 г. целиком употреблялись на ведение войны. Их нормальная торговая деятельность в значительной степени приостановилась и наличных ресурсов союзных стран было меньше, чем это нормально нужно для заказов за границей. Однако огромные нужды, вызываемые войной, никоим образом не могли быть покрыты их нормальными платежными средствами, и единственным способом финансирования являлись займы предоставленные производящими странами. Займы, независимо оттого, являлись ли они коммерческими или правительственными, были заключены не в денежной форме, а в форме поставок товаров, [175] колоссально увеличивших объем экспорта стран-заимодавцев. Например экспортный излишек Соединенных штатов до 1915 г. обычно колебался в размерах 200-600 млн. долл. В 1917 и 1918 гг. он составлял около 3 млрд. долл., а в 1919 г. превышал 4 млрд. долл. Соединенные штаты предоставили союзникам (включая Соединенное королевство) займы приблизительно в размере 10 млрд. долл. (2 055 млн. фунтов по паритету). Соединенное королевство дало взаймы своим европейским союзникам 1 600 млн. фунтов, т. е. 7 800 млн. долл. Французское правительство предоставило подобные же займы на сумму 2 237 млн. долл. В общем эти займы достигли колоссальных сумм около 20 млрд. долл., или 4 млрд. фунтов (по паритету).
Если бы мировой торговле была поставлена задача предоставить суммы, необходимые для покрытия военных долгов, это привело бы к радикальному изменению экономики как в странах-кредиторах, так и в странах-должниках. В первые годы после войны это ясно сознавалось, и ни с какой стороны не делалось попыток взыскания военных долгов. Однако сложение военных долгов в порядке общего соглашения оказалось невозможным, и державы-должники были вынуждены приступить к консолидированию своих обязательств. Начиная с 1923 г. последовал ряд соглашений об уплате долгов в различные сроки, и в 1924 г. вопрос о германских репарациях был временно урегулирован на основе плана Дауэса. Большинство названных соглашений предусматривало платеж аннуитетов, которые в течение первых лет были сравнительно невелики, а приток капиталов из Соединенных штатов Америки в континентальную Европу обусловил возможность практически производить эти платежи. Однако процветание периода 1923-1929 гг. было в значительной мере иллюзорным, и уже в это время посеяны были семена будущих бедствий.
Летом 1929 г. признаки нараставшей бури были еще незаметны, и можно было надеяться, что условия в достаточной мере стабилизованы для окончательного урегулирования репарационного вопроса в форме плана Юнга, в силу которого Германия должна была уплачивать аннуитеты в размере около 500 млн. долл. (100 млн. фунтов по паритету), причем большая часть названных взносов должна была итти на уплату военных долгов. К несчастью, буря разразилась над миром раньше, чем высохли чернила, которыми были подписаны соглашения, оформившие план Юнга. Заимодавцы, еще пять лет тому назад столь щедро снабжавшие своими капиталами континентальную Европу, в испуге и тревоге изъяли обратно те капиталы, которые поддавались немедленному извлечению. Должники делали отчаянные усилия, чтобы покрыть свои обязательства, но атмосфера доверия все более и более омрачалась и к середине 1931 г. наступило состояние, близко напоминающее панику.
С этого момента мир живет под гнетом непрекращающихся ударов, окончательно подорвавших атмосферу доверия, от которой зависит система частного капиталовложения. Процесс разложения дошел до того, что он угрожает теперь уже не только [176] частным состояниям и предприятиям, но целым странам. Валютам грозит неустойчивость, если не прямая катастрофа, а всякого рода рестрикции и контрольные меры только ухудшили положение, которое они должны были облегчить. Мы видим во всех странах беспощадный рост налогового обложения при самом жестком сокращении расходов, а между тем бюджеты составляются с дефицитом или могут быть сбалансированы только со все возрастающими трудностями. Всюду замечаются признаки паралича торговли, и появляется угроза банкротства и финансовых катастроф. Международный валютный механизм, без которого современный мир не может действительно вести свою повседневную жизнь, разбивается на части со всеми вытекающими из этого многообразными формами лишений и бедствий. Отдельные страны мира даже не могут приступить к рассмотрению вопроса, как восстановить этот механизм, пока неустранены причины, подорвавшие атмосферу доверия. Одной из этих важнейших причин и является система междуправительственных долгов.
Эти междуправительственные долги радикально отличаются от коммерческих займов, заключенных на рынках иностранными правительствами для производительных целей. Такие коммерческие займы обычно покрываются сами собой. Коммерческие займы, заключенные за последнее столетие, превратили целые территории из болот и необитаемых долин в цветущие местности, которых бьет ключом человеческая энергия и кипит работа, благодаря которой растет во всем мире реальное богатство. Такого рода производительные займы сами дают заемщику средства возвращать их с процентами, причем заемщик не перестает богатеть. Репарации же и военные долги - это расходы, предназначенные только на разрушение. Цветущие поля были превращены в пустыни, а от больших городов остались одни развалины. Этого рода расходы не создают медленного и непрерывного накопления богатства, а уничтожают в несколько часов все богатства прошлого. Подобно снарядам, на производство которых они были большую частью истрачены, займы эти рассыпались на мельчайшие осколки. Они не создали никаких средств для их покрытия и не оставили за собой ничего кроме новых смут и осложнений.
Возврат этих военных долгов требует системы совершенно неестественного трансферта, создающего исключительно тяжелые экономические последствия. Поскольку такие платежи производились в прошлом, они были прямо или косвенно возможны только потому, что державы-кредиторы предоставляли для этого дальнейшие займы, временно облегчавшие, но эвентуально только увеличивавшие трудности. Международные долги этого порядка могут быть в конце концов оплачены только в форме товаров или услуг. Однако базельский доклад 18 августа 1931 г. правильно указывает, что «за последние годы во всем мире проводились две противоречивые политики, причем, с одной стороны, допускалось развитие международной финансовой системы, предполагавшей ежегодные платежи больших сумм державам-кредиторам, я с другой стороны, ставились всяческие препятствия свободному [177] обмену товаров. Пока эти препятствия не устранены, такого рода движение капитала должно неизбежно расстраивать баланс, мировых финансов».
Поскольку кредиторы отказывались принимать платеж в товарах, они принуждали своих должников платить им золотом. Эта привело к истощению золотого запаса во многих странах, а в результате повысилась цена золота по отношению к товарам, или, другими словами, упали цены товаров по отношению к золоту. Этот процесс обусловил наблюдаемое в настоящее время катастрофическое падение цен и привел k массовому разорению производителей как в странах-кредиторах, так и в странах-должниках. Процесс этот грозит катастрофическими социальными и политическими последствиями. Он самым серьезным образом увеличил бремя коммерческой задолженности и сделал совершенно невыносимой тяжесть непроизводительных военных долгов.
Затруднительность взноса платежей, предусмотренных существующими соглашениями, ярко проявилась прежде всего на примере Германии. Несмотря на мораторий, объявленный в прошлом году по инициативе президента Гувера, состояние этой страны внушало самые серьезные опасения, выразившиеся конкретно в массовом изъятии кредитов, что в свою очередь отразилось и на Лондоне как на международном центре деловой жизни. Соединенное королевство было вынуждено отказаться от золотого стандарта, и хотя фунт по отношению к цене товара оказался устойчивее золотой валюты, но события сентября 1931 г. глубоко потрясли доверие к денежным системам всего мира. Гибельные результаты этого противоестественного трансферта в отношении репарационных платежей и военных долгов резко обострили трудности, переживаемые всеми пятью частями света, в том числе целым рядом стран, которые не являлись ни должниками, ни кредиторами и не имели никакого отношения к той «трагической бухгалтерии», которая подвела итоги войны. Доверие и кредит не в состоянии оживиться, пока не будет положен конец этим попыткам расстроить нормальное движение капиталов.
В связи с этим можно весьма кстати напомнить слова секретаря казначейства Соединенных штатов в его ежегодном отчете за 1924/25 г. В этом документе секретарь казначейства указывал, что принцип (платежеспособности не обязывает непременно к тому, чтобы иностранного должника заставляли платить до исчерпания его платежеспособности в настоящем и будущем. Правительство-дебитор, говорилось в отчете, «должно иметь возможность сохранять и улучшать свое экономическое положение, сбалансировать бюджет, поставить свои финансы и валюту на здоровую основу и поддерживать, и если это возможно, улучшить уровень жизни своих граждан. Разрешение вопроса в духе угнетения иностранного должника, которое замедлило бы его экономическое восстановление и развитие, не соответствует наилучшим интересам Соединенных штатов или Европы».
Взыскание военных долгов в настоящих обстоятельствах представляется совершенно несовместимым с вышеуказанными принципами. [178]
Действительно опыт показал, что когда ставится вопрос о международном трансферте в размерах послевоенных междуправительственных обязательств, не имеющих прецедентов по своей величине, то принцип платежеспособности должника, даже при желании провести его со всей возможной строгостью, может иметь только второстепенное значение, сравнительно с гораздо более важным принципом, - способности мира выдержать экономические и финансовые последствия подобного трансферта. Эти экономические и финансовые последствия определили хорошо известную политику по этому вопросу британских правительств, сменявших друг друга у власти, политику, формула которой приводится ниже.
Правительство его величества вполне сознает, что сложение военных долгов можно критиковать с другой точки зрения. Можно сказать, что это будет не чем иным, как переложением ответственности с налогоплательщика страны-заемщика на налогоплательщика страны-заимодавца. В этом отношении налогоплательщики в Соединенном королевстве и Соединенных штатах Америки будут в одном и том же положении. И те и другие уже несут на себе значительную долю бремени военных долгов и будут нести это бремя дальше, если только все соглашения, заключенные между правительствами по вопросу о военных долгах, останутся в силе. Например, в отношении Соединенного королевства надо сказать, что в результате соглашений по вопросу о репарациях и военных долгах правительство обеспечило себе достаточную сумму для производства текущих платежей, причитающихся Соединенным штатам. Однако это не значит, что британский налогоплательщик освобожден от финансовых тягот, в отношении авансов, представленных союзникам во время войны. Наоборот, он должен изыскать средства на уплату свыше 80 млн. фунтов в год (390 млн. долл.), необходимых для взноса процентов по внутренним займам, которые дали в свое время возможность предоставить союзникам названные авансы. Суммы, получаемые Соединенным королевством по репарациям и военным долгам, предназначены на производство текущих платежей правительству Соединенных штатов по британскому военному долгу, и таким образом британский налогоплательщик должен ежегодно изыскивать средства на уплату процентов по авансам, предоставленным Соединенным королевством своим союзникам, превысившим, как указано выше, 1 600 млн. фунтов (7 800 млн. долл.).
Иностранные правительства должны в настоящее время вносить Соединенным штатам на покрытие своих обязательств по военным долгам 270 млн. долл. в год, и если эти платежи не поступят, налоговое бремя американского налогоплательщика увеличится ровно на эту сумму. Правительство его величества считает, что если политика, которую оно неизменно защищает, требует жертв со стороны американского налогоплательщика, она требует таких же жертв со стороны налогоплательщика в его собственной стране. В этом отношении интересы обеих стран вполне совпадают. Было бы однако едва ли правильно считать, что эти интересы исчерпываются обеспечением уплаты военных [179] долгов правительствами-заемщиками. Подобная постановка вопроса являлась бы несомненно слишком узкой.
Платежи в иностранной валюте при существующих таможенных тарифах и других стеснениях торговли существенно, отличаются от взносов, производимых налогоплательщиком в валюте его собственной страны. Бремя этих обширных междуправительственных долгов должно оцениваться не по внутренним доходам, а по торговому балансу. Пока страны-дебиторы вынуждены для выполнения своих обязательств по междуправительственным долгам всеми средствами увеличивать свой экспорт и добиваться экспортных излишков, они не в состоянии развивать нормально свою торговую деятельность. Сокращение их покупательной способности должно отразиться в уменьшении доходов, получаемых производителями стран-кредиторов, со всеми последствиями этого факта в виде падения цен, промышленной депрессии и безработицы. Даже частичное возобновление деловой активности в странах-кредиторах в результате устранения этих ненормальных условий должно привести к увеличению налоговых доходов по существующей шкале, а это конечно с избытком вознаградит казначейства этих стран за те потери, которые они могут понести в результате пересмотра соглашений о военных долгах. Непосредственные потери, которые понесли бы налогоплательщики в Соединенном королевстве и в САСШ от пересмотра военных долгов, нельзя мерить той же мерой, как неописуемые материальные потери и человеческие страдания, причиненные настоящим экономическим кризисом. По подсчетам, сделанным уже 6 месяцев тому назад, ценность международной торговли за три года упала на 50%, т. е. другими словами, она падала на 5 млн. долл. в час в течение круглых суток, и положение с тех пор только ухудшилось. Не может быть выгоды для страны-кредитора в том, чтобы собрать несколько миллионов фунтов или долларов, если этим продляется на неопределенное время мировой хаос, порождающий неизмеримо большие потери. Урегулирование вопроса, даже если бы оно показалось слишком великодушным, вознаградило бы страны-кредиторы сторицей, потому, что оно содействовало бы экономическому оживлению мира, избавив организм мирового хозяйства от междуправительственных платежей.
Переживаемые человечеством страдания и потери причинены ему не скупостью природы. Успехи физических наук становятся все более крупными, и одновременно растут обширные возможности производства реального богатства. Правительства и в частности правительства Соединенных штатов Америки и Соединенного королевства, как двух крупнейших стран-кредиторов, имеют все возможности сделать первый и существеннейший шаг к спасению мира от финансовой, экономической и политической катастрофы. Для этого требуется только их взаимное сотрудничество.
По причинам, указанным выше, правительство его величества основывает свою просьбу о пересмотре всей ситуации на том, что платежи по военным долгам оказались, по его мнению, несовместимыми с теперешней экономической организацией мира. [180]
Оставить вопрос в его настоящем положении - значит обострить кризис самым резким образом и неизбежно подорвать всякие попытки с ним бороться. Однако независимо от этих общих соображений правительство его величества глубоко убеждено, что его просьба вполне обоснована позицией, занятой Соединенным королевством в прошлом в отношении междуправительственных долгов, а также настоящим положением вещей.
Правительство хотело бы прежде всего обратить внимание правительства Соединенных штатов на те неимеющие прецедента усилия, которые были сделаны Соединенным королевством. Общая сумма военных расходов Великобритании, произведенных в Соединенных штатах, выражается приблизительно в 12 млрд. долл. (2 400 млн. фунтов по паритету). Только около одной трети этой суммы было получено путем займа, предоставленного правительством Соединенных штатов. Приблизительно 3 млрд. долл. (600 млн. фунтов) получено путем продажи золота и ценных бумаг, т. е. капитала, имевшегося в распоряжении правительства его величества. Трансферт этих сумм конечно непрерывно истощал богатство страны. Кроме того правительство его величества заключило в Соединенных штатах коммерческие займы на сумму около 1 480 млн. долл. (304 млн. фунтов по паритету) еще до вступления Соединенных штатов в войну. Британские военные расходы в Соединенных штатах Америки финансировались экспортом британских товаров и произведенными правительством Соединенных штатов возмещениями расходов правительства его величества для оказания помощи союзникам и для снабжения британской валютой войск Соединенных штатов.
Из общей суммы коммерческого займа в настоящее время уплачено 1 340 млн. долл. (275 млн. фунтов). В отношении долга правительству Соединенных штатов внесено платежей на сумму 1 352 млн. долл. (278 млн. фунтов по паритету), из коих 202 млн. долл. (42 млн. фунтов по паритету) внесено на покрытие основной суммы консолидированного долга. Далее, сверх платежей по соглашению о консолидировании долга правительство его величества уплатило еще до консолидирования 233 млн. долл. (48 млн. фунтов) по военному долгу и сполна расплатилось по займу, заключенному для покупки серебра, в сумме 122 млн. долл., и по долгу в 16 млн. долл. на оказание помощи Австрии. Общая сумма платежей по долгам, произведенных правительством его величества правительству Соединенных штатов со времени войны, выражается в сумме 3 063 млн. долл. (629 млн. фунтов).
Вместе с тем Соединенное королевство имеет ряд претензий к своим союзникам по поводу предоставленных им военных займов. Авансы, предоставленные Великобританией союзникам, составляют, как уже указывалось выше, 1 600 млн. фунтов (7 800 млн. долл.). Если прибавить сюда неуплаченные проценты, то сумма эта окажется еще большей. Вскоре после окончания войны правительство его величества предложило заключить справедливое соглашение об уменьшении или сложении междусоюзнических долгов, придав этому соглашению всеобщий характер. Предложение это не было принято, и правительству его величества [181] было предложено консолидировать его долг Соединенным штатам Америки. Тогда оно заявило, что оно потребует от своих собственных должников только ту сумму, которую оно должно само заплатить своему кредитору. Правительство его величества было первым правительством, консолидировавшим свой долг Соединенным штатам Америки. Прошло некоторое время, пока другие правительства заключили соответствующие соглашения о консолидировании своей задолженности, и в результате правительство величества получило от своих должников меньше половины того, что оно уплатило своему кредитору. Соединенные штаты Америки предоставили займов на сумму в 10 млрд. долл (2 055 млн. фунтов), а Соединенное королевство предоставило союзникам таких же займов на сумму в 7 800 млн. долл. (1 600 млн. фунтов). Соединенные штаты получили на пользу своих налогоплательщиков 2 112 млн. долл. (434 млн. фунтов), а Соединенное королевство не получило для своих налогоплательщиков ничего, передало все, что оно получило, Соединенным штатам Америки и заплатило им из кармана своих налогоплательщиков 651 млн. долл. (134 млн. фунтов). Если же принять во внимание проценты, то надо считать, что британский налогоплательщик внес 200 млн. фунтов (973 млн. долл. по паритету). При этом надо заметить, что, хотя британская задолженность Соединенным штатам Америки составляет только 40% общей задолженности перед Соединенными штатами, однако 80% всех платежей, внесенных Соединенным штатам Америки по долгам, получены из Великобритании. Правительство его величества считает, что усилия, потребовавшиеся для этого от британского народа после всех потерь, причиненных войной, должны быть самым серьезным образом приняты во внимание правительством Соединенных штатов.
Далее, правительство его величества считает, что оно с полным правом может обратить внимание правительства Соединенных штатов на изменившуюся обстановку, увеличившую бремя его обязательств. Прежде всего британский долг выражен в золоте, а налоговое бремя, тяготеющее над британским народом, выражено в фунтах стерлингов. При таких условиях платеж, подлежащий внесению 15 декабря, составляет уже не 19 750 тыс. фунтов, а приблизительно 30 млн. фунтов. Важность этого обстоятельства с национальной точки зрения несомненна. Как уже установлено выше, расчеты по всем международным долгам должны в конце концов выразиться в форме поставки товаров или в предоставлении услуг. Средний индекс оптовых цен в Соединенных штатах Америки был в момент образования задолженности 189, а в настоящий момент он показывает меньше 94 (беря данные 1913 г. за основу в обоих случаях). Таким образом задолженность, выраженная в товарах, составляет ныне сумму, примерно вдвое большую, чем та, которая была одолжена.
В связи с этим правительство его величества хотело бы указать, что американский таможенный тариф скорее ограничивает, чем облегчает возможность ввоза готовых изделий, производимых в Соединенном королевстве, и что трудности в этом отношении за последние годы не уменьшились. [182]
В 1923 г., в момент консолидации британского военного долга, ежегодные платежи по военным долгам составляли 33 млн. фунтов, или приблизительно половину ценности британского экспорта в Соединенные штаты (60 млн. фунтов). Начиная с 1933 г. наши ежегодные платежи по военному долгу должны составить, по современному курсу, приблизительно 60 млн. фунтов, между тем как британский экспорт в Соединенные штаты Америки выразился в 1931 г. только в сумме 18 млн. фунтов, а в 1932 г. он вероятно не превысит 16 млн. фунтов.
Вывоз из Соединенных штатов в Соединенное королевство точно так же значительно сократился, так как в 1923 г. он составлял 211 млн. фунтов, в 1931 г. - 104 млн. фунтов, а за первые 9 месяцев 1932 г. - 59 млн. фунтов. Вся же торговля между обеими странами сократилась в ценностном отношении со времени соглашения о консолидации долга с 300 млн. фунтов до 100 млн. фунтов в год.
Если платежи по военным долгам будут возобновлены, это потребует несомненно укрепления валютного положения Великобритании путем изменения весьма неблагоприятного для нее торгового баланса по отношению к Соединенным штатам Америки, так как пассив баланса в 1931 г. составил 78 млн. фунтов. В настоящих условиях такой результат может быть достигнут исключительно на путях дальнейшего сокращения покупок американских товаров со стороны Великобритании. До сих пор Соединенное королевство было самым крупным потребителем американских товаров, и результатом подобного рода рестрикций неизбежно явится сужение рынка Соединенного королевства для американских сельскохозяйственных продуктов. В той мере, поэтому, как были бы возобновлены платежи казначейству Соединенных штатов, имели бы место совершенно определенные и неблагоприятные последствия для производителей Соединенных штатов.
Далее, правительство его величества было бы вынуждено принять определенные меры защиты на случай использования возможностей британского рынка другими должниками Америки в целях получения фунтов стерлингов, которые будут затем обращены в доллары для покрытия названными должниками своих обязательств перед правительством Соединенных штатов. После войны Соединенное королевство пыталось продолжать свою традиционную систему свободной торговли, но в результате оказалось, что страны-должники продавали свои товары на британском рынке и вывозили полученные суммы для обращения в иностранную валюту или в золото в целях покрытия своих обязательств перед другими странами. Под давлением современного кризиса правительству его величества пришлось изменить свою систему и ввести таможенные тарифы. Однако и в настоящее время Соединенное королевство ввозит из-за границы на несколько сот миллионов фунтов больше, чем вывозит. При таких условиях должен быть поставлен вопрос о принятии мер, обеспечивающих расходование фунтов стерлингов, получаемых от этого импорта, в большем соответствии с интересами британского рынка. [183]
Президент Гувер, излагая свое предложение об отсрочке платежей по междуправительственным долгам на 1 год, начиная с 1 июля 1931 г., указывал, что его инициатива имеет целью «устранение трудностей, возникших в результате падения цен и утраты доверия в устойчивость экономического и политического строя, а также содействие восстановлению того доверия, которое является основой политического мира и экономической устойчивости во всех странах земного шара». Осуществление предложений президента Гувера приняло с собой столь необходимую передышку, но его одного было все же недостаточно для восстановления атмосферы доверия. Депрессия продолжается, а возобновление платежей по военным долгам должно по причинам, установленным выше, повлечь за собой экономическую реакцию, которая еще больше увеличит неустойчивость современного положения мирового хозяйства. Если предложениям президента Гувера суждено осуществиться, на это потребуются совершенно определенные действия, которые должны урегулировать не только вопрос о британской военной задолженности Америке, но и всю систему междуправительственных обязательств, с которой эта задолженность связана.
Державы-кредиторы Германии взяли на себя инициативу урегулирования репарационного вопроса в Лозанне с ведома и одобрения правительства Соединенных штатов. По состоявшемуся соглашению Германия в значительной мере освобождается от бремени, ставшего невыносимым, а правительства-кредиторы, участвовавшие в конференции, заключили между собой предварительное соглашение об отказе от своих междуправительственных долгов. Такое соглашение по самой природе вещей могло быть только предварительным, и его завершение зависит от удовлетворительного разрешения вопроса о долгах, связывающих державы-кредиторы перед правительством Соединенных штатов.
Правительство Соединенных штатов неоднократно заявляло, что оно не признает связи между репарациями и военными долгами. Однако это различие в отношении междуправительственных обязательств, возникших из войны, не принято другими странами, которые имеют к германскому правительству кредиторские претензии и платежеспособность которых в отношении покрытия их собственных обязательств перед Соединенными штатами Америки и Соединенным королевством несомненно обусловлена размерами платежей, получаемых ими от Германии. Кто бы ни был в этом случае прав с академической точки зрения, но фактически эти два вида междуправительственных обязательств связаны друг с другом, и это было косвенно признано Соединенными штатами, когда правительство их предложило установить годичный мораторий по всем междуправительственным долгам.
Далее, правительство его величества считает установленным, что в отношении военных долгов, причитающихся Соединенным штатам, никогда не будет выдвинуто притязаний на какой бы то ни было преференциальный режим по сравнению с долгами, причитающимися Соединенному королевству [184] Нельзя себе представить такого положения, при котором Великобритания должна будет продолжать взносы по военному долгу и в то же время откажется от претензий по военным долгам, причитающимся ей самой. Таким образом в случае возобновления платежей по британскому военному долгу правительству Соединенных штатов правительство его величества будет вынуждено вновь поставить вопрос о полагающихся ему платежах перед всеми своими должниками, т. е. перед Францией, Италией, Португалией, Югославией, Румынией и Грецией, а равным образом перед британскими доминионами. Страны-должники в свою очередь должны будут обратиться к Германии с требованием выполнить ее платежные обязательства по плану Юнга, и точно так же вынуждено будет поступить и Соединенное королевство. Лозаннские соглашения не могут быть ратифицированы без пересмотра всей проблемы о военных долгах. Репарационный вопрос останется неразрешенным, некоторый подъем доверия, последовавший за Лозаннскими соглашениями, окажется сведенным на-нет, и роковые последствия такой обстановки конечно осложнят разрешение многих серьезнейших политических и финансовых проблем, находящихся ныне в стадии обсуждения.
Правительство его величества понимает, что правительство Соединенных штатов Америки уже оценило всю силу этих аргументов, так как оно признало желательность обсуждения главного вопроса, затронутого в одном из предыдущих обращений к нему, именно вопроса о пересмотре существующих долговых обязательств. Однако правительство его величества хотело бы подчеркнуть свое убеждение, что сделанное им предложение о приостановке декабрьских платежей, предложение, совершенно не затрагивающее окончательного урегулирования вопроса, необходимо для создания условий, обеспечивающих успешный исход дальнейших переговоров. Трудности трансферта в настоящих обстоятельствах настолько велики, финансовые и политические последствия его были бы настолько многообразны, что вокруг этого факта неминуемо создалась бы атмосфера, полная тревог и забот, и все внимание правительств сосредоточилось бы исключительно на этом моменте, тогда как народы больше всего нуждаются в объективном и систематическом исследовании проблемы, которая должна быть разрешена.
Выше было указано на трудности производства платежа 15 декабря в иностранной валюте. Правительство его величества делало все возможное, чтобы выравнить относительную ценность фунта стерлингов и золотой валюты. С этой целью оно прежде всего расплатилось сполна по крупным временным кредитам, предоставленным ему в связи с финансовым кризисом предшествующего года, и приобрело некоторый запас золота и иностранной валюты. Однако, хотя эти запасы соответствуют цели, для которой они предназначены, но для платежа в 95 500 тыс. долл., срок которому истекает 15 декабря, они недостаточны, и к этому названные запасы не предназначались. Валютные затруднения останутся, даже если будет принято решение [185] произвести платеж в фунтах стерлингов, так как наличность крупной суммы, подлежащей трансферту, отразится на рынке почти так же серьезно, как и прямая покупка иностранной валюты.
Единственно возможным выходом явилось бы таким образом производство платежа в золоте. Подобный метод расплаты лишил бы английский банк значительной части его золотого запаса, который и без того считается широкими кругами недостаточным для такого финансового центра, как Лондон.
Правительство его величества верит, что подробное изложение его взглядов, сделанное в настоящей ноте, с полной ясностью указывает основания его обращения к правительству Соединенных штатов, именно его глубокую уверенность, что возобновление платежей по военным долгам в том виде, как это было до моратория Гувера, неизбежно углубит депрессию мировой торговли и приведет к дальнейшему падению товарных цен со всеми связанными с этим катастрофическими последствиями, от которых ни одна нация не сможет уклониться.
Правительство уверено, что обсуждение этого вопроса совместно с правительством Соединенных штатов должно иметь самое благотворное последствие для возрождения мирового процветания. Оно убеждено, что виды на успех существенно улучшатся, если декабрьский платеж будет отсрочен, и оно готово обсудить с правительством Соединенных штатов Америки любой наиболее подходящий порядок этой отсрочки.
Комментарии |
|