Вступление
На основании ст. 119 плана Юнга германское правительство особым письмом 19 ноября 1931 г., приложенным к настоящему
[111] докладу, просило Банк международных расчетов о созыве специального совещательного комитета и при этом указало, что «оно вполне добросовестно убедилось в серьезной опасности, угрожающей германской валюте и экономической жизни в случае трансферта всей или части суммы аннуитета, подлежащего отсрочке»
[1]. Ввиду этого правление банка созвало комитет на основании ст. 45 своего устава
[2].
Согласно ст. 127 плана Юнга семь непременных членов комитета назначены в следующем порядке:
Проф. Алыберто Бенедуче назначен управляющим Итальянским банком, г. Эмиль Франки назначен управляющим Бельгийским национальным банком, сэр Вальтер Лейтон назначен управляющим Английским банком, д-р Карл Мельхиор назначен президентом Рейхсбанка, г. Дайсуке Нагара назначен управляющим Японским банком, проф. Шарль Рист назначен управляющим Французским банком, д-р Вальтер Стюарт назначен управляющим Федеральным резервным банком Нью-Йорка.
Непременные члены собрались 7 декабря 1931 г. в здании Банка международных расчетов и единогласно избрали председателем г. Бенедуче. Пользуясь возможностью, предоставленной им ст. 129 плана Юнга
[3], они пополнили комитет 4 нижепоименованными членами в порядке кооптации:
Д-р Р. Г. Биндшедлер, д-р X. Колийн, д-р Дюритч, г. Оскар Ридбек.
Конституированный таким образом комитет собрался впервые 8 декабря в здании Банка международных расчетов. Его пленарные заседания продолжались от 9 до 23 декабря. Было образовано несколько подкомиссий, доклады коих приводятся в приложении.
Комитету была предоставлена из официального германского источника важная документальная информация, сообщаемая в копиях для сведения заинтересованным правительствам и Банку международных расчетов.
Комитет считает необходимым выразить свою благодарность за сообщение ему обширного справочного материала. Он вполне оценивает самый способ и порядок собирания и сообщения документации. Эта статистика, согласная в общем с данными, собранными в других странах, не осталась бесполезной для работ комитета, хотя для составления своих выводов комитет естественно должен был обратиться к соображениям более широкого порядка.
Г л а в а п е р в а я
1. Настоящее положение
Обстоятельства, вызвавшие созыв комитета, слишком известны, чтобы их надо было подробно излагать. Мировой кризис,
[112] два гада назад, непрерывно разрастался и в конце концов привел к кредитному кризису, разразившемуся летом 1931 г.
Кризис затронул осе страны, но в Германии и некоторых других странах Центральной и Восточной Европы последствия его оказались особенно тяжкими. Массовые истребования иностранных кредитов парализовали германскую банковскую систему. Отражение этого факта сказалось на состоянии резервов и кредитоспособности Рейхсбанка. Поэтому для защиты валюты пришлось прибегнуть к суровым мерам валютного контроля, а это в свою очередь отразилось на размерах экономической активности, которая и без того в достаточной лтере сократилась. Последней и самой важной принудительной мерой надо считать чрезвычайный декрет 8 декабря 1931 г., некоторые статьи которого не знают прецедентов в современном законодательстве. В дальнейших параграфах дан краткий очерк положения, созданного последними событиями в Германии.
2. Внешний долг
Особенно чувствительными для Германии были ее внешние краткосрочные обязательства. В течение первых семи месяцев 1931 г., особенно в июне и июле, было денонсировано краткосрочных кредитов на сумму 2,9 млрд. рейхсмарок. Статистические данные, установленные германским правительством, показывают, что к 28 июля общая сумма коммерческого долга, в частности общая сумма краткосрочных займов, была далее выше тех цифр, которые в начале августа 1931 г. были представлены комитету банкиров. По этим данным итог краткосрочных долгов Германии выражался к концу июля в сумме примерно в 12 млрд.. Однако в эту цифру включено почти на 4 млрд. небанковских кредитов, которые по всей вероятности не могут быть истребованы обратно в тех же пропорциях, как банковские кредиты в прямом смысле слова, и которые в активе Германии в очень значительной мере уравновешены вполне определенными статьями. Соглашение о продлении на 6 месяцев, считая с 1 сентября, сроков, в течение которых банк и кредиторы Германии обязались не денонсировать свои кредиты, покрывает немного больше половины указанной выше суммы в 12 млрд. рейхсмарок.
Названное соглашение не препятствовало однако уплате известной части кредитов, и некоторые платежи были на основании его произведены. Размеры их к 30 ноября 1931 г. исчисляются в 1 200 млн. рейхсмарок.
3. Торговый баланс
Денонсирование кредитов отчасти уравновешивалось избытком вывоза, наблюдавшимся в 1929 г., причем рост экспорта как раз совпал с изъятием иностранных капиталов, как это видно из следующих цифр: [113]
Годы |
Ввоз (в миллионах рейхсмарок)
|
Вывоз (в миллионах рейхсмарок) |
Излишки ввоза (в миллионах рейхсмарок) |
Излишки вывоза (в миллионах рейхсмарок) |
1925-1929 (среднемесячный) |
1051 |
959 |
92 |
- |
1930 |
866 |
1003 |
- |
137 |
1931 (среднемесячный за январь-июнь) |
634 |
794 |
- |
160 |
1931 Июль |
562 |
827 |
- |
265 |
Август |
454 |
803 |
- |
349 |
Сентябрь |
448 |
835 |
- |
387 |
Октябрь |
483 |
879 |
- |
396 |
Ноябрь |
482 |
749 |
- |
267 |
Активный торговый баланс Германии в настоящее время объясняется отчасти некоторыми исключительными моментами, и нельзя сказать с уверенностью, что экономическая обстановка будет и в дальнейшем благоприятствовать образованию столь значительных экспортных излишков. Высокий уровень вывоза в данный момент обусловлен рядам причин: финансовая нужда заставила промышленников ликвидировать запасы, хотя бы в убыток; перспектива повышения тарифов в Англии вызвала необычайный рост вывоза в эту страну; с другой стороны, безработица, снижение заработной платы, повышение налогов сократили покупательную способность Германии и повели к сжатию ввоза предметов потребления. Общее замедление промышленной жизни сократило ввоз сырья и полуфабрикатов. Вообще говоря, резкая приостановка наплыва в Германию иностранных кредитов и изъятие их стеснили заграничные закупки. Цены на импортные товары (сырье, пищевые продукты и т. д.) понизились сильнее, чем цены на товары экспортные, т. е. на готовый продукт.
Отсюда еще большее повышение активного сальдо торгового баланса.
Нельзя не считаться с воздействием некоторых фактов, неблагоприятных для дальнейшего роста этой тенденции. Таможенные тарифы, контроль девиз, установленный в некоторых странах, стеснение и контингентирование ввоза, рост конкуренции, который вероятно скажется в Германии как результат обесценения фунта и других валют; - все это моменты, препятствующие дальнейшему возрастанию германского ввоза. Наоборот, Германия будет вынуждена возобновлять свои запасы сырья и должна будет покупать жизненные припасы за границей.
Во всяком случае экспортные излишки не дают в распоряжение Германии такой наличности иностранной валюты, которая могла бы быть немедленно использована для уплаты долгов. Наблюдающееся в настоящее время отсутствие доверия все более и более заставляет Германию платить за импортные товары наличными, а для экспорта ей приходится соглашаться на долгосрочные кредиты.
В частности германский вывоз в Россию, достигающий по средним данным за последние четыре месяца 80 млн. марок в [114] месяц, производится на условиях длительных отсрочек платежей. С другой стороны, некоторым экспортерам удается, несмотря на все законодательные ограничения, держать часть вырученной ими валюты за границей.
4. Расчетный баланс
Если рассматривать 1931 г. в целом, получается следующая картина утечки капиталов, с которой Германия вынуждена бороться путем накопления экспортных излишков и другими, имеющимися в ее распоряжении мероприятиями (оговорки указаны в предыдущем параграфе).
Утечка капиталов из Германии за 1931 год
(в миллионах рейхсмарок)
Излишки вывоза, включая поставки натурой...3000 |
Уплата репараций до 30 июня...800 |
Отчисления из имущества германских банков за границей...1200 |
Проценты и нормальное погашение по внешним долгам Германии (приблизительно)...1500 |
Переучет и другие кредиты (в том числе кредиты центральных банков и Банка международных расчетов)...1200 |
Сальдо утечки капиталов...4900 |
Отчисления из золотых запасов и т. д. Рейхсбанка...1700 |
|
Всего...7200 |
Всего...7200 |
Эта таблица, как будет очевидно из доклада подкомиссии, дает лишь приблизительные исчисления. Однако она показывает, что крупная доля доходов Германии от излишков экспорта поглощена уплатой процентов и нормальных погашений по ее внешним долгам, а также репарационными платежами, произведенными до объявления плана Гувера. Изъятие капиталов, как уже указывалось, не только сильно воздействовало на торговый баланс, но заставило Германию обратиться к валютным запасам, частных банков и к увеличению имеющихся в ее распоряжении коммерческих кредитов при помощи переучетных кредитов, предоставленных Рейхсбанку и Гольддисконтобанку. Эти меры не помешали очень крупным продажам золота. Вообще платежный баланс характеризуется крупными отчислениями из золотых запасов Рейхсбанка, обусловленными утечкой капиталов. Это обстоятельство оказало сильнейшее влияние на всю политику Рейхсбанка.
5. Рейхсбанк
Запасы Рейхсбанка, составлявшие в конце 1930 г. 2 685 млн. рейхсмарок, а в начале июня 1931 г. - 2 576 млн. рейхсмарок, упали к 31 июля до 1 610 млн. марок.
Из этой суммы Рейхсбанк, был должен по краткосрочным кредитам 630 млн. марок, причем часть долга приходилась на переучетный кредит, предоставленный ему Банком международных [115] расчетов и центральными банками, а другая часть долга падала на кредит, предоставленный американскими банками Гольддисконтобанку. Рейхсбанк должен был быть вполне уверен, что в его распоряжении окажется достаточное количество девиз для уплаты процентов по долгосрочному долгу, для расчетов по краткосрочным кредитам на основании «Stillhaltabkommеn» и для оплаты импорта. Это заставило его принять или рекомендовать целый ряд мер, все более и более радикальных, направленных к максимальному ограничению всякого иного спроса на девизы. Тем не менее запасы продолжали сокращаться. 15 декабря они составляли всего 1 161 млн. рейхсмарок, из коих 630 млн. приходилось на переучетные кредиты, о которых уже сказано выше. Процент покрытия денег, находящихся в обращении, упал таким образом до 25,6, а если не принимать в соображение упомянутые 630 млн. марок, он составит только 11,7%.
Количество обращающихся денег доходит приблизительно до 4,6 млрд. марок против 4,3 млрд. марок на то же число прошлого года. Если иметь в виду общее замедление деловой жизни в текущем году, а также мероприятия, проведенные с целью сокращения наличности банковых билетов, то цифру обращающихся денег придется признать высокой. Она объясняется замедленным темпом обращения и некоторой тенденцией к сбережению денег.
Анализ портфеля Рейхсбанка и частных банков показывает, что здесь произошли крупные перемены. Отношение золота и девиз к общей сумме обращающихся бумажных денег составляло до кризиса приблизительно 60%. 30 апреля 1931 г. в Рейхсбанке имелся запас золота и девиз на сумму 2 526 млн. марок, и на 1 520 млн. ценных бумаг, при общем количестве денег в обращении на сумму 4 340 млн. рейхсмарок. Таким образом 58 % всей суммы денег, находящихся в обращении, были покрыты золотом и девизами. В то же время в портфелях частных банков лежало на 2 900 млн. марок коммерческих ценных бумаг, представляющих собой немедленно реализуемую статью актива и хранящихся в банках как обеспечение вкладов.
Крупные изъятия вкладов в период кризиса, произведенные иностранными или германскими кредиторами, вынудили частные банки обратиться к помощи Рейхсбанка, заставили их предъявить к учету находящиеся в их портфеле ценные бумаги и выпустить кроме того новые ценные бумаги для учета Рейхсбанком. Ему пришлось таким образом сильно увеличить кредиты, выпущенные на денежный рынок, чтобы как-нибудь компенсировать изъятие вкладов и кредитов. Таким образом, портфель внутренних ценных бумаг на 15 декабря 1931 г. составлял 4 213 млн. рейхсмарок (в том числе на 542 млн. рейхсмарок, положенных в запас для гарантирования кредитов, открытых Рейхсбанку), тогда как портфель частных банков на 31 октября 1931 г. упал до 1 792 млн. Дальнейших данных в нашем распоряжении нет. При таких условиях мы не решаемся высказаться определенно о целесообразности последнего понижения учетного процента Рейхсбанка. [116]
6. Производство и труд
Имея в виду максимально возможную защиту своей валюты и экспорта, Германия сознательно вела политику, которая должна была повлечь за собой очень чувствительное сокращение заработной платы и цен. Индекс оптовых цен упал с ноября 1928 г. до 140, в ноябре 1931 г. - до 106, а последний чрезвычайный декрет предусматривает новое снижение цен, возвращая заработную плату примерно к уровню начала 1927 г. Если принять 1928 г. за 100, индекс промышленной продукции составит для 1929 г. 101. В 1930 г. он опускается до 86, а в сентябре 1931 г., за который мы имеем последние статистические данные, падает до 66. Другими словами, на основании имеющегося материала можно сказать, что промышленная деятельность Германии парализована на одну треть. Эта прогрессирующая атрофия промышленности и торговли еще более обострила безработицу, которая была достаточно велика еще до кризиса. Число безработных (исключая частично безработных) на 1 декабря 1931 г. доходило до 5 млн., при общем) числе работающих приблизительно в 21 млн. человек.
В то же время кризис серьезно захватил германское сельское хозяйство, в котором занято было, пo данным 1925 г., около 30 % трудоспособного населения. С е л ь с к и е х о з я й с т в а в п е р и о д п о в ы ш е н и я ц е н з а к л ю ч и л и д о г о в о р н ы е о б я з а т е л ь с т в а п о в ы с о к и м п р о ц е н т а м. Сейчас им чрезвычайно трудно, а пожалуй, и невозможно накопить достаточные прибыли, чтобы платить но этим долгам проценты. Во избежание общего краха пришлось прибегнуть к таким мерам помощи и финансовой поддержки, которые почти имели характер моратория. Со времени инфляции проценты на рынке капиталов в Германии были выше, чем других странах. В 1930 г. крупные промышленные займы не заключались ниже 8 %. За последние месяцы процент этот дошел уже до 12, - другими словами, произошло повышение на 50 %. Это тяжелое бремя для германской промышленности, и здесь кроется одна из причин сокращения промышленной активности страны.
7. Бюджет
Замедление экономической деятельности, сокращение прибылей как результат падения цен, снижение поступлений от налога на заработную плату вследствие безработицы и уменьшение жалований и окладов - все это сказывается на финансовых потерях. Падение доходов и расходы, вызванные ростом безработицы, поставили финансы Германии в критическое положение. За пять лет, предшествовавших депрессии, доходы и расходы империи, отдельных государств и общин быстро увеличились. Германская налоговая система предусматривает возврат отдельным, государствам и общинам части налогов, взысканных империей. В приводимой ниже таблице сгруппированы для полноты картины бюджеты всех этих коллективов и указаны итоги [117] расходов, в том числе расходов, покрываемых доходами от государственных имуществ, от займов и других источников.
[1] См. «План Юнга и Гаагская конференция 1929-1930 гг.», стр. 61.
[2] Ibid , стр. 201.
[3] Ibid., стр. 52.
Текст воспроизведен по изданию: Репарационный вопрос и военные долги: Сборник документов. - М., 1933. С. 111 - 111.