Мы стоим накануне решительных событий. Последствия империалистической политики, создавшей эру соревнования в вооружениях и обострившей противоречия между народами, подобно бурному приливу захлестнули всю Европу. Ответственность за это падает на носителей этой политики, которую мы отвергаем.
Социал-демократы всеми силами боролись против рокового хода этих событий и вплоть до последнего момента боролись за сохранение мира при помощи мощных демонстраций во всех странах, в тесном единении, в особенности с французскими братьями. Наши усилия оказались тщетными. Теперь мы стоим перед фактом войны, и нам грозят ужасы вражеского нашествия.
Сегодня нам не приходится решать, стоим ли мы за войну или против, а перед нами стоит вопрос о способах защиты страны.
Теперь мы должны подумать о миллионах наших немецких братьев, которые без всякой вины вовлечены в эти события. Ужасы войны более всего коснутся их. Наши горячие пожелания сопровождают всех призванных к знаменам соотечественников без различия партий. (Аплодисменты.)
Мы думаем также о матерях, которые должны отдать своих сыновей, о женщинах и детях, которые лишаются своих кормильцев, о тех, кто не только испытывает страх за их жизнь, но и стоит под угрозой ужасов голода. К ним присоединятся скоро десятки тысяч раненых и искалеченных бойцов. Наша первая обязанность - помочь всем им и облегчить их участь. (Аплодисменты.)
[200]В войне с русским деспотизмом, запятнавшим себя кровью собственного народа, для нашего народа и его свободного будущего ставится на карту многое, если не все.
Речь идет о том, чтобы отразить эту опасность и обеспечить культуру и независимость нашей собственной страны. (Аплодисменты.)
Мы осуществляем то, что всегда подчеркивали. В момент опасности мы не оставляем наше отечество на произвол судьбы. (Продолжительные аплодисменты.) Мы чувствуем себя вполне единодушными со всем Интернационалом, который всегда признавал право каждого народа на национальную независимость.
Мы, которые в согласии с Интернационалом осуждаем всякую завоевательную войну, надеемся, что жестокая школа страданий, причиняемых войной, пробудит отвращение к войне в новых миллионах и превратит их в сторонников социализма и мира между народами.
Мы требуем, чтобы, - как только наша цель обеспечить безопасность страны будет достигнута и как только противники будут готовы к миру. - войне был положен предел путем заключения мира, который сделал бы возможными дружественные отношения между народами не только в интересах международной солидарности, за которую мы всегда боролись, но и в интересах немецкого народа.
Исходя из этих принципов, мы голосуем за военные кредиты.
(Многократное браво.)
Текст воспроизведен по изданию: Барт Эмиль. В мастерской германской революции. - М.; П., 1923. С. 200-201.