Варшава
6858/440.
С о в е р ш е н н о с е к р е т н о!
Подлежит расшифрованию только начальником шифровального отдела!
Сегодня днем после моих успешных переговоров военный атташе представил начальнику генерального штаба требования, на которых настаивает венгерский генеральный штаб (введение в бой четырех польских дивизий) и которые вызвали здесь большое удивление.
В полночь меня пригласил к себе граф Лубиенский
[1] и зачитал инструкции для польского посланника в Будапеште. В них говорится, что наши пожелания невыполнимы. Содержание этого сообщения побудило меня попросить немедленной аудиенции у министра иностранных дел.
Министр с готовностью принял меня и доверительно сообщил, что пожелания венгерского генерального штаба прямо-таки ошеломили его, поскольку мобилизация дивизий является такой операцией, которую нельзя осуществить внезапно.
Удивление вызвало также то обстоятельство, что в то время, как венгерское правительство в настоящее время считает возможным достигнуть своих целей с помощью дипломатических средств, не настаивая при этом решительно на удовлетворении своих требований в отношении Русинской области дипломатическим путем, оно вдруг пожелало, чтобы вооруженные силы Польши сразу были введены в действие по всему фронту. Такое резкое изменение позиции им совершенно не понятно. Изложение пространных рассуждений министра завело бы очень далеко; но в конечном счете Бек намекнул о возможности изменения инструкций для польского посланника в Будапеште, указав, что военное вмешательство Польши в большей мере повредило бы делу, нежели принесло бы ему пользу. Несмотря на все это, подрывная деятельность польской стороны будет усилена. Но он желает знать, какие конкретно дипломатические шаги последуют с нашей стороны; это нужно для того, чтобы он мог поддержать их. Что касается Румынии, то, если дело дойдет до акции, они постараются удержать ее от военных действий.
Орловский даст ответ лишь по вопросам, поставленным в телеграмме № 187 Вашего Превосходительства, а на телеграмму генерального штаба будет дан отдельный ответ.
Министр иностранных дел сообщил также в доверительном порядке, что президент республики, которому он сегодня в полдень сделал обстоятельный доклад и который должен был сегодня выехать, обещал, что, учитывая возможное осложнение обстановки, он в случае необходимости вернется в Варшаву.
Это также свидетельствует о том, что далеко идущие требования начальника венгерского генерального штаба неблагоприятно отразились на настроениях здешних кругов.
Хори.
Копия. Гос. арх., М. МИД, шифр. отд., 1938. (Входящая.)
[1] Лубиенский, Михаль Томас - граф, в 1935 -1939 гг. начальник канцелярии МИД Польши.
Текст воспроизведен по изданию: Венгрия и Вторая Мировая война: секретные дипломатические документы из истории кануна и периода войны. - М., 1962. С. 134.