С е к р е т н о!
После обычного обмена приветствиями премьер-министр Венгрии по поручению регента Хорти сообщил фюреру, что в будущем году в Будапеште состоится евхаристский конгресс. Хотя он сам, а также регент являются протестантами, тем не менее они просят фюрера о том, чтобы Германия не чинила препятствий для поездок участников конгресса в Будапешт. Фюрер на это ответил, что сегодня еще нельзя предвидеть, какую позицию в указанный период времени займет католическая церковь по отношению к Германии. Если в будущем году католическая церковь будет придерживаться по отношению к Германии враждебной позиции, то это, естественно, предопределит и нашу линию поведения.
Затем собеседники перешли к отношениям между Австрией и Чехией. Фюрер высказал свои опасения по поводу наблюдающегося укрепления связей между Веной и Прагой. В результате этого возникает угроза, что
[66] между Германией и Венгрией будет воздвигнут барьер, и это повлекло бы нежелательное изменение обстановки как для Германии, так и для Венгрии. Политика Чехословакии в отношении национальных меньшинств явно неправильная. Дарани и Каня ответили, что Шушниг дал им совершенно удовлетворительные разъяснения по поводу характера отношений между Австрией и Чехословакией.
Затем в ходе беседы в общей форме были затронуты проблемы национальных меньшинств, особенно вопрос о венгерских национальных меньшинствах в Чехословакии, Румынии и Югославии. Венгерские министры осветили ход переговоров с румынами об улучшении отношения к венгерскому национальному меньшинству. Эти переговоры не привели к желаемым результатам. Малая Антанта явно хочет решить вопрос о национальных меньшинствах одновременно во всех странах Антанты, а Венгрия настаивает на обсуждении этого вопроса с каждым государством в отдельности.
Фюрер указал на урегулирование вопроса о национальных меньшинствах между Германией и Польшей, подчеркнув, что каждая страна особенно заинтересована в том, чтобы предотвратить потерю меньшинством своей национальной самобытности. Он посоветовал Венгрии не распылять свою политическую силу в разных направлениях, а направить ее в одну сторону, а именно в сторону Чехословакии. Каня ответил, что Венгрия руководствуется именно этим соображением. Не следует слишком трагически воспринимать речи и газетные статьи с призывами к пересмотру границ, которые время от времени появляются в Венгрии; правительство знает, чего оно добивается.
После этого Каня информировал о переговорах, которые он вел с министром иностранных дел Югославии Стоядиновичем относительно урегулирования вопроса о национальных меньшинствах. Вначале Стоядинович занял доброжелательную позицию в этом вопросе, но затем он не пожелал продолжать переговоры - по внутриполитическим соображениям и, возможно, опасаясь нежелательной реакции со стороны других стран Малой Антанты. Венгрия склонна пойти на уступки Югославии и отказаться от намерений реализовать территориальные претензии путем войны, если Югославия предоставит венгерскому национальному меньшинству культурную автономию. Однако в переговорах со Стоядиновичем не удалось сдвинуть этот вопрос с мертвой точки.
Фюрер весьма одобрил это предложение, сделанное Югославии со стороны венгерского правительства; поскольку Малую Антанту невозможно развалить, нужно стараться ослабить ее внутренние связи. Задуманный г-ном Каня проект соглашения является хорошим средством для осуществления этой цели. Он (фюрер) выразил готовность обдумать этот вопрос и поддержать его в предстоящих беседах со Стоядиновичем, который скоро также прибудет в Берлин.
Венгерские министры заявили, что они могут быть лишь благодарны за это.
В конце беседы Каня еще раз подчеркнул, что вопреки различным слухам Венгрия ни в коем случае не намерена осуществлять свои требования о ревизии границ путем применения оружия и тем самым вызвать войну в Европе. Он просил фюрера принять это к сведению.
Фюрер ответил, что он никогда не верил этим слухам.
В конце беседы, продолжавшейся один час, премьер-министр Венгрии Дарани представил фюреру сопровождающих его лиц. Фюрер несколько минут поговорил со статс-секретарями Маршаллом
[1] и Патаки
[2] и затем пожал им руки.
Мейсснер.
A németek magyarországi politikája titkos német diplomácjai okmányokban, Budapest, 1950, 19-22 old., 3 sz. irat.
[1] Маршалл, Ференц - статс-секретарь министерства земледелия хортистской Венгрии (1937) при правительстве Дарани.
[2] Патаки, Тибор - руководитель отдела по делам национальных меньшинств в канцелярии Совета министров хортистской Венгрии, затем с 1939 по 1944 г. статс-секретарь той же канцелярии.
Текст воспроизведен по изданию: Венгрия и Вторая Мировая война: секретные дипломатические документы из истории кануна и периода войны. - М., 1962. С. 66-67.