Новая и новейшая история стран Европы и Америки - Новая и новейшая история Европы
Людвиг Кошут (1802-1894) - один из виднейших деятелей венгерской революции. По профессии он был адвокатом и как таковой пользовался широкой популярностью среди крестьянского населения. В 1837 г. был обвинен в государственной измене и присужден к 4 годам тюрьмы. Освобожден амнистией 1840 года. В 1841-44 г. был редактором широко распространенной радикальной газеты «Пешти Хирлян» (Будапештские Известия). В 1847 г. был избран от Пештского комитета в венгерский сейм, где и был лидером радикальной оппозиции. Здесь он выказал себя защитником независимости Венгрии и требовал от австрийского императора изменения политического строя (см. нижеприводимую речь) и, в первую очередь, ответственного министерства для Венгрии. Требование это императором Фердинандом было осуществлено, и в марте 1848 г. образовано венгерское министерство. Во главе его стал Батиани, а Кошут был министром финансов. Когда Батиани вышел в отставку, Кошут стал на его место, не получив утверждения от императора 14 апреля 1849 г. сейм провозгласил Венгрию независимой республикой. Кошут был главой правительства этой республики и, в сущности, диктатором, 26 апреля 1849 г; русский император Николай I, «призвав на помощь правому делу всевышнего вождя браней и господа побед, повелел армиям двинуться на потушение мятежа» в Венгрии. Русская армия в 150.000 чел., под командой ген. Паскевича, явилась в Венгрию. Сюда же направились три австрийских армии, в 130.000 чел. Под Темешваром 9 авг. 1849 г. австрийские войска, под командой Гайнау, разбили венгерцев, а 11 августа Кошут отрекся от власти, передав ее Артуру Гёргею. Последний 13 августа при Виллагаше сдался русским войскам, о чем Паскевич сообщил Николаю I: «Венгрия у ног вашего величества». Кошут же 17 августа с пятитысячным отрядом перешел в турецкие владения. Австрийское правительство, не захватив Кошута, удовольствовалось тем, что подвергло повешению изображение этого революционера.


В начале занятий сейма я высказал свое убеждение, что полное успокоение не может наступить у нас, пока король не будет ограничен в своей государственной деятельности конституционными формами правления. [258]

Я выразил свое убеждение, что многообразные интересы, проявляющиеся в нашей нации, с одной стороны, и в прочих нациях монархии - с другой, - без утраты нашей самостоятельности, свобод и нашего благосостояния могут быть примирены лишь на основе конституции, связывающей нас общими братскими чувствами.

Едва три месяца прошло с тех пор; за эти три месяца рухнули троны, и народы возвратили себе свободу. А мы вот уже три месяца как катим Сизифов камень, и болезненное сознание неподвижности охватывает мою душу снедающей скорбью... Над нами повис тяжелым проклятием удушающий смрад. От разлагающегося трупа венской правительственной системы на нас веет тлетворный ветер, который цепенит наши нервы и принижает полет нашего духа.

Противоестественные политические системы, я знаю это, могу удерживаться в течение известного времени, потому что между выносливостью народов и их отчаянием лежит долгий путь. Но существуют такие политические системы, которые, сохраняясь в течение долгого времени, не выигрывают от этого в своей силе, а теряют...

Династия должна сделать выбор между собственным благом и сохранением выродившейся системы правления...

Будущее династии находится в тесной связи с воцарением братства между различными народами монархии, а это братство может быть создано при уважении к различным национальностям только той связью, которая дается осуществлением принципов конституционализма. Канцелярия и штык - плохие связывающие средства.


Текст воспроизведен по изданию: Социальная борьба в Западной Европе XIX века в подлинных документах. - Ч. 1. - Л., 1924. С. 258 - 260.

Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."