Мы, Фридрих-Вильгельм, божиею милостию король прусский и т. д.
Когда мы, 14 марта, созывали наши верные сословия на 27 апреля текущего года, чтобы совместно с ними обсудить те мероприятия, которые наши немецкие члены союза считают нужными для возрождения Германии, а также и для Пруссии, то мы не могли знать, что в эти самые часы великие события в Вене, с одной стороны, существенно облегчают исполнение наших планов, а с другой стороны, неизбежным образом замедляют это выполнение. Теперь, после этого важного события, мы можем возвестить не одной только Пруссии, но всей Германии, каковы были планы, которые мы хотели обсудить с нашими немецкими сочленами по союзу. Прежде всего мы требуем,
[243] чтобы Германия из союза государств (aus einem Staatenbund) обратилась в одно союзное государство (in einen Bundesstaat). Мы считаем, что такую реорганизацию предусматривает союзная конституция, которая может быть выполнена только в союзе князей с народом, что поэтому должно быть немедленно созвано временное союзное представительство от сословий всех немецких земель. Мы считаем, что такое союзное представительство необходимо требует конституционного устройства всех немецких земель, чтобы члены этого представительства сидели один рядом с другим, как равные по происхождению (ebenbürtig). Мы требуем общего немецкого устройства обороны, и будем ходатайствовать образовать его в существенном таким, при котором наше прусское войско приобрело неувядаемые лавры в борьбе за свободу. Мы требуем, чтобы немецкое союзное войско было об'единено под одним союзным знаменем, и надеемся видеть во главе его одного союзного главнокомандующего. Мы требуем одного немецкого союзного флага и надеемся, что немецкий флот в недалеком будущем стяжает уважение немецкому имени в далеких и близких морях. Mы требуем немецкого союзного суда для разрешения споров государственной важности, возникающих между королями и сословиями или между различными немецкими правительствами. Мы требуем общенемецкого права гражданства и полной свободы передвижения во всем немецком отечестве. Мы требуем, чтобы впредь никакие таможенные границы не препятствовали более сношениям на немецкой почве и не ослабляли прилежания в ремесле ее жителей; мы требуем поэтому общенемецкого таможенного союза, в котором равные меры и вес, одинаковая монета, одинаковое немецкое торговое право могли бы прочнее скрепить связь материального об'единения. Мы предлагаем свободу печати с одинаковыми гарантиями против злоупотреблений для всего немецкого отечества.
Вот наши предложения, наши желания, к осуществлению которых мы всемерно стремимся. С горделивым доверием мы полагаемся на содействие наших немецких сочленов по союзу и всего немецкого народа, который с радостью усилит союз путем включения в него наших не принадлежащих к союзу провинций, если, как мы предполагаем, это желание разделяют избранные представители народа и если союз готов принять их. Мы даем место надежде, что выполнение наших планов сделает Германию могущественной, уважаемой извне, и в ее соединенных силах Европа найдет верную гарантию постоянного мира. А для того, чтобы выполнение наших планов встретило в наших государствах
[244] по возможности меньше препятствий, чтобы мы были в состоянии тем скорее развить тe предположения, которые мы считаем необходимыми для устройства наших государств, мы решили ускорить созыв об'единенного ландтага и поручить министерству привести созыв в исполнение на воскресенье 2-го апреля настоящего года.
Дан в Берлине.
Фридрих-Вильгельм, принц Прусский.
Мюллер, Ротер, Эйхгорн, Тиле, Савиньи,
Бодельшвинг, граф Штольберг, Уден,
барон Каниц, Дюесберг, Pop.
Текст воспроизведен по изданию: Социальная борьба в Западной Европе XIX века в подлинных документах. - Ч. 1. - Л., 1924. С. 243 - 245.