Новая и новейшая история стран Европы и Америки - Новая и новейшая история Европы |
Летом 1933 г. СДПГ была официально запрещена, а ее мандаты в рейхстаге аннулировались. Правление партии перебралось в Прагу. Летом 1933 г. стали создаваться и первые нелегальные партийные организации в самой Германии. Они появлялись прежде всего в Саксонии, Тюрингии; в Берлине, Ганновере, Штутгарте и некоторых других городах. Эти группы были немногочисленны, не имели опыта подпольной борьбы. В основном они занимались распространением нелегальной литературы, оказывали помощь заключенным и их семьям, собирали информацию о положении дел на предприятиях, в нацистской партии. Эти сведения направлялись в Прагу, где на их основе составлялись так называемые «Зеленые сообщения».
Правление партии в эмиграции с самого начала своей деятельности в Праге поднимает вопрос о публикации программы, где были бы изложены цели социал-демократов в условиях господства нацизма в Германии. Первый проект, написанный К. Гейером, Э. Риннером и Ф. Штампфером, был отклонен Правлением. Переработать проект было поручено Р. Гильфердингу, он же предложил назвать этот документ не программой, а манифестом. Окончательный вариант текста был написан Р. Гильфердингом в Париже, откуда он переслал его в Прагу в январе 1934 г. После дискуссии манифест был принят на заседании партийного Правления 28 января 1934 г. и опубликован в «Нойер Форвертс» («Новый Вперед»).
Печатается по: Prager Manifest der Sopade - «Kampf und Ziel des revolutionaren Sozialismus». Januar 1934 // Miller S., Potthoff H. Kleine Geschichte der SPD. Bonn, 1991. S. 371-373.
В борьбе против национал-социалистской диктатуры нет компромисса, нет места реформизму и законности. Социал-демократическая тактика определяется исключительно целью завоевания государственной власти, ее укрепления и утверждения для осуществления задачи построения социалистического общества. Для свержения диктатуры тактика строится с использованием всех служащих этой цели средств.
Революционная борьба требует революционной организации. Старой формы, старого аппарата больше нет, и попытки его оживления не соответствуют новым условиям борьбы. Должны возникнуть новые организационные формы с борцами, готовыми на жертву. В выборе этих форм мы не свободны. Законы борьбы диктуются нам противником благодаря его господству над средствами [борьбы] и жестокости в их применении, а также состоянием самого германского общества, находящегося под ужасающим давлением экономического, психического и духовного террора...
Новое завоевание демократических прав становится необходимым для того, чтобы осуществить превращение рабочего движения в массовое, а социалистическую освободительную борьбу снова повести как сознательное движение самих масс. Но каждое демократическое право становится угрозой для дальнейшего существования диктатуры. Таким образом, борьба за демократию расширяется до борьбы за полное уничтожение национал-социалистского государственного порядка.
Эта борьба - лишь революционная промежуточная стадия на пути завоевания всей государственной власти. Слом деспотии, если только его не вызовут внешние катастрофы, произойдет лишь путем насильственного уничтожения, лишь путем победы в революционной борьбе. Он наступит в случае, если условия объективно существующей революционной ситуации будут использованы партией революционного социализма, направляемой решительно настроенным, проникнутым духом радикальной борьбы, имеющим опыт авангардом. Он может произойти вследствие действий самих масс...
В тяжелой, жертвенной, страстной борьбе за слом диктатуры рабочее движение наполняется духом радикализма, бескомпромиссности. Политический взлет 1918 г. совершился под конец контрреволюционного развития, обусловленного войной и националистическим подстегиванием народных масс. Кайзеровский режим был ликвидирован не в результате организованной, подготовленной борьбы рабочего класса, а в результате поражения на полях сражений. Будучи единственной властью, сохранившей свою отлаженную [125] организацию, социал-демократия, не сопротивляясь, взяла на себя руководство государством, в котором она принимала участие с самого начала наряду с буржуазными партиями, старой бюрократией и даже реорганизованным военным аппаратом. То, что она оставила старый аппарат управления почти без изменений, было тяжелой исторической ошибкой, допущенной германским рабочим движением, дезориентированным во время войны.
Новая ситуация исключает любое повторение. Подавление националистического врага революционными массами создает сильное революционной правительство на основе революционной массовой партии рабочих, которая его контролирует. Первая и важнейшая задача этого правительства заключается в том, чтобы укрепить государственную власть для победной революции, искоренить любую возможность сопротивления, превратить государственный аппарат в инструмент господства народных масс...
В задачи социал-демократии не входит надежда на слом деспотии военным путем. Напротив, ее задачей является предотвращение войны. Поэтому она отвергает все военные уступки в отношении гитлеровской Германии. Она предостерегает рабочие партии всех стран от недооценки опасности германского национализма. Равноправие демократий, но ни в коем случае не вооружение жаждущей войны диктатуры! Ни человека, ни гроша этой системе, - таков пароль германской социал-демократии, таким должен быть лозунг социалистического рабочего Интернационала!
Укрепление мира и защита свободы наций требуют не военных уступок, а прекращения гонки вооружений, разоружения и роспуска СА- и СС-формирований.
Если война, которую сегодня еще могут предотвратить формирующиеся под воздействием рабочих партий сплоченность и бдительная решимость демократий, все же разразится, то германские социал-демократы будут оказывать деспотии неизменное и непримиримое враждебное противостояние. Единство и свобода немецкой нации могут быть спасены только в результате изживания немецкого фашизма. Социал-демократия будет решительно выступать против любой внешней попытки использовать военное уничтожение деспотии в Германии в целях расчленения Германии. Она не признает мира, ведущего к расколу Германии, означающего торможение ее возможностей для развития свободы и экономики...
С победой тоталитарного государства вопрос о его ликвидации встает с жестокой однозначностью. Ответ гласит: тотальная революция, моральная, духовная, политическая и социальная революция!
В этой борьбе социал-демократическая партия будет стремиться к созданию фронта всех антифашистских слоев. Она будет призывать к общей борьбе вместе с рабочим классом крестьян, мелких предпринимателей, торговцев, [126] обманутых обещаниями национал-социалистов, интеллектуалов, страдающих при современном режиме от угнетения и оскорбления достоинства в непредставимой доселе степени!
Мы указали путь, мы указали цель борьбы. Различия в среде рабочего класса сглаживаются самим противником. Причины раскола ничтожны. Борьба за слом диктатуры может вестись исключительно революционным путем.
Враг диктатуры, будь он социал-демократом, коммунистом, сторонником многочисленных «осколочных» групп, в ходе борьбы под воздействием самих условий борьбы станет таким же социалистическим революционером. Единение рабочего класса становится необходимостью, которая обуславливается самой историей...
Национал-социалистические властители ставят себе в заслугу уничтожение социалистического рабочего движения, искоренение свободомыслия. Таковы победители и так они упражняются в жестокой мести угнетенным. Но чем больше их победа, победа капиталистических властей, тем тяжелее станет их поражение в будущем. Капиталистическое развитие само создает своих могильщиков, и триумф сегодня означает гибель завтра.
Мы ведем борьбу против фашистского варварства за великие и непреходящие идеи человечества. Мы - носители великого исторического развития со времен преодоления средневековой ограниченности, мы - наследники непреходящих ценностей Ренессанса и Гуманизма, английской и французской революций. Мы не хотим жизни без свободы, и мы завоюем ее, свободу без классового господства, свободу вплоть до полного устранения любой эксплуатации и любого господства людей над людьми!
Кровь жертв не останется пролитой напрасно!
Немецкие рабочие, вы должны расстаться с оковами своего закрепощения, и обрести мир свободы и социализма!
Немецкие рабочие, объединяйтесь в революционной борьбе для уничтожения национал-социалистической диктатуры!
Дорогой свободы - к социализму, дорогой социализма - к свободе!
Да здравствует германская революционная социал-демократия, да здравствует Интернационал!
Прага, 28 января 1934 г. Правление Социал-демократической партии Германии
Текст воспроизведен по изданию: Германская социал-демократия: сб. док. - Петрозаводск. 2005. С. 124 - 127.
Комментарии |
|