Новая и новейшая история стран Европы и Америки - Новая и новейшая история Европы |
Жюль Эмбер-Дро - швейцарский коммунист, деятель Коминтерна.
Социал-демократия владеет в Бельгии одним из своих самых мощных опорных пунктов. Бельгийская рабочая партия с ее профсоюзами, кооперативами, обществами взаимопомощи, народными домами представляет собой могучую организацию не только по количеству своих членов - 650.000, - но в особенности по многообразию своих связей с пролетарскими массами. Идеологически она насквозь пропитана духом реформизма и в этом отношении не уступает ни одной из партий II Интернационала. Политика коалиции, которой она следовала во время мировой войны, продолжается и в послевоенный период. Некоторые преимущества, впрочем, весьма невесомые и подчас обманчивые - которые она сумела обеспечить рабочим благодаря участию в правительстве и которые ее обширный бюрократический аппарат сумел искусно использовать в демагогических цепях - позволяют ей цинично изменять интересам пролетариата, не отвращая от себя масс.
Рядом с этим гигантом маленькая коммунистическая бельгийская партия - 800 членов - кажется очень слабой, а развитие коммунизма в Бельгии является трудной и суровой задачей. На пути бельгийской компартии стоит не только колоссальная организация БРП, с ее профсоюзами, кооперативами и политическими органами, но и пустившее глубокие корми в психологии бельгийского пролетариата чувство единства. Бельгийская молодежь и маленькая группа «L'exploit», вышедшие из БРП и вступившие в компартию, в глазах рабочего класса являлись раскольниками. В течение нескольких лет это чувство единства, усиливаемое в Бельгии всеми организационными традициями БРП, было одним из сильнейших препятствий к развитию нашей партии. Еще и теперь БРП ведет на этой почве жестокую борьбу против коммунистической партии. Бельгийская компартия, с своей стороны, не избежала опасностей и ошибок, связанных с ее скромными размерами и положением незначительного меньшинства. Она долго, не могла изжить сектантской психологии и все свое внимание, все свои усилия направляла, главным образом, на воспитание нескольких сотен своих членов, на пропаганду и агитацию, не пытаясь организационно закрепить приобретенное влияние, рекрутировать новых сторонников или в полной мере использовать всех своих членов для работы и выступлений.
Однако, несмотря на малочисленный состав и на ошибки, которые партия пытается исправить, она обладает влиянием, совершенно непропорциональным ее величине, и ореолом, который становится все ярче Мы утверждаем это отнюдь не для того, чтобы утешить себя и создать [42] себе приятную иллюзию относительно положения коммунизма в Бельгии. Эта маленькая партия, насчитывающая 800 членов, на парламентских выборах 5 апреля 1925 года получила 334.000 голосов в тех округах, где она представила кандидатские списки. На муниципальных выборах 10 октября 1926 года она собрала 70.000 голосов в 64 общинах, которые представляют собой меньшую территорию, чем та, на которой производились выборы в парламент. Если сверх того учесть, что муниципальные выборы всегда представляют для коммунистов менее благоприятную почву борьбы, чем выборы в парламент, так как местные, а подчас и личные интересы играют в них преобладающую роль, то нельзя не согласиться, что эти цифры - показатель быстро растущего влияния. Тот факт, что бельгийская рабочая партия на последних выборах посвятила серьезное внимание полемике против коммунистов, также доказывает, что БРП начинает ощущать действие коммунистической пропаганды и видеть в ней опасность для своего влияния на массы.
Рост влияния КП проявляется не только в избирательных Кампаниях; доказательством его служат 6.000 читателей ежедневной партийной газеты («Драпо Руж») и усиление связи с профсоюзным движением, что повело к развитию левого крыла, связанного с течением Фиммена. Реформистские вожди пытались изолировать коммунистов от рабочих масс, организованных в профсоюзы. Резолюция Мертенса, принятая на с'езде профсоюзов, положила и в Бельгии начало раскольнической амстердамской тактике исключений коммунистов. Но, несмотря на малочисленность членов партии, реформистские вожди наталкиваются, при попытке применения в профсоюзах резолюции Мертенса, на враждебность организованных рабочих и на то же чувство организационного единства. Это чувство единства, которое было препятствием для развития коммунистической партии, ныне обращено своим острием против реформистов в пользу коммунистов, защищающих единство профсоюзов. Еще недавно, 2 октября 1926 г., с'езд профсоюза служащих 3.912 голосами против 1.272 отказался исключить нашего товарища Жакмота. Движение левого унитарного крыла не есть движение коммунистическое; наша партия в некоторых вопросах серьезно расходится с группой «Unité» (Единство), как и с «левыми» элементами БРП.
Но развитие левого крыла в профсоюзах, как и существование левого крыла в недрах БРП, ослабляет наступление реформистов против чашей партии и способствует сдвигу значительных слоев пролетариата в л е в о; наша задача - втянуть эти слои в орбиту нашего влияния, а затем вовлечь их в партию.
Это завоеванное нашей партией влияние об'ясняется политическим положением, весьма благоприятным для развития коммунизма в бельгийских рабочих массах.
Бельгийский пролетариат более 10 лет «наслаждается» благодеяниями реформизма и классового сотрудничества. А результаты налицо - черный хлеб по дорогой цене, зарплата, которая не может угнаться за ростом цен, стачки и конфликты, неизменно кончающиеся предательством профсоюзной бюрократии. Социал-демократы участвуют в правительстве со времени апрельских выборов 1925 г., которые ознаменовались сдвигом влево рабочих, мелкобуржуазных и крестьянских масс, недовольных инфляцией и антирабочей политикой консервативно-католического [43] правительства. Бельгийская рабочая партия, вступившая в коалицию с христианскими демократами, доказала полное свое бессилие перед мощью финансистов и промышленников. Сначала она вела политику инфляции и обесценения франка, прямым следствием которой было сильное повышение цен, снижение реальной зарплаты рабочих и разорение мелкой буржуазии; затем она сделала неудачную попытку стабилизации франка за счет рабочих масс; наконец, социал-демократы, «для защиты франка», снова заключили коалицию с консерваторами-католиками и либералами, которых они побили в 1925 году под высоким покровительством банкиров, против которых они обещали бороться. Они одобряли и защищали перед массами меры, при помощи которых буржуазия стремится переложить бремя стабилизации франка на массы: тяжелые косвенные налоги, передача в руки частного капитала государственных железных дорог и других общественно-необходимых предприятий, высокие цены и т. д. Усилия рабочих поднять свой заработок разбиваются о сопротивление промышленников и саботаж реформистских вождей, их лакеев.
Хотя социал-демократия пустила в ход все привычные средства околпачивания рабочих масс, чтобы преподнести пролетариату это предательство под видом успехов и достижений, массы начинают видеть и чувствовать, что они являются жертвами колоссального обмана и что бельгийская рабочая партия перешла на сторону врага. Политическое положение, таким образом, благоприятствует коммунистической пропаганде и агитации.
Под этим знаком в начале сентября собрался IV с'езд бельгийской компартии.
ЦК партии в своем докладе, после политического и экономического анализа положения в стране, подверг всю деятельность партии серьезнейшей критике, обнажившей все недостатки и пробелы ее: недостаточное политическое руководство повседневной работой, недостаточное использование растущего влияния партии, отсутствие организации, способной охватить массы сочувствующих и коммунистических избирателей, опасную диспропорцию между количеством членов партии и ее влиянием на массы, недостаточное использование всех сил партии для политической и профсоюзной работы. Наряду с этими важными организационными вопросами, от которых зависит все последующее развитие партии, с'езду пришлось осветить целый ряд других важных проблем, в первую голову вопрос о профсоюзной тактике, об исключениях, об отношении к группе «Unité», к организации «Шевалье де Травайль», к фашизму и к антифашистским организациям БРП, далее тактику в национальном вопросе, по отношению к фламандскому движению, по отношению к левому крылу БРП и т. д.
Дал ли конгресс ясный ответ на эти вопросы, дал ли он директивы партии, рассмотрел ли он все эти задачи, с конкретной и практической точки зрения?
Приходится, не колеблясь, ответить - нет!
Несмотря на тот факт, что политический доклад отметил все слабые места в партии и что в письме от президиума Интернационала настойчиво подчеркивались те проблемы, которые должны были стать стержнем работы с'езда, дискуссия в течение 2 дней вращалась вокруг [44] критики деталей - критики чисто отрицательной, не были проявлены усилия к практическому решению неотложных партийных задач. Политический доклад с его превосходной самокритикой был заслушан, но ни одна мера не была принята, чтобы восполнить эти недочеты; доклад о профдвижении не был подвергнут обсуждению. Важные организационные вопросы были отложены до следующей конференции. Итоги конгресса, говоря откровенно, неудовлетворительны.
Ряд ораторов доказывал, что сектантство еще не совершенно изжито в партии. Единственное средство, рекомендованное ими, - воспитание большинства членов партии. Задача, несомненно, всегда актуальная; но в данный момент она не является той центральной задачей, на которой должны быть сосредоточены все усилия, все внимание партии.
Результат муниципальных выборов, сигнализируя новую, важную победу партии, в то же время выявляет угрожающую ей опасность - если вопросы, поставленные на с'езде и не разрешенные им, не найдут полного и практического разрешения в ближайшем будущем. В 64 коммунах партия обладает 70.000 избирателей. Это - рабочие, разочаровавшиеся в социал-демократии, увлеченные нашей широкой и серьезной агитацией. Но партия не знает, кто эти тысячи сочувствующих, уже оторвавшихся от цепкой социал-демократической традиции. Лишь 1 % их организованы в нашей партии, едва ли 10% читают нашу прессу, а 90% совершенно не связаны с партией, и партия не знает, как их найти вне выборов, как их привлечь к массовым выступлениям, к профсоюзной работе, как завоевать эти новые и важные слои рабочего класса.
Если завтра БРП из демагогических соображений вернется к оппозиции, эти массы, над которыми мы не имеем ни малейшего контроля, с которыми мы не связались органически, вернутся к социал-демократии. Уже во время избирательной кампании Вандервельде ясно дал понять, что БРП не намерена оставаться в правительственной коалиции после стабилизации франка, подготовляемой с лихорадочной быстротой. Результаты муниципальных выборов, без сомнения, окончательно убедят реформистских вождей в необходимости вернуться к оппозиции, если они не хотят утратить влияния на массы.
Итак, надо ждать изменения политики БРП и демагогической кампании, которая последует за выходом ее из коалиционного правительства после стабилизации франка. Этот шаг социал-демократов может повлечь за собой убыль нашего влияния, если коммунистическая партия не расширит той бреши, которую ей удалось пробить в социал-демократической крепости, если она не закрепит организационно твоего влияния на избирателей, чтобы быть в состоянии мобилизовать их не только в период выборной кампании. Ныне главная задача партии не в завершении воспитания 800 членов КП. В первую очередь партия должна сосредоточить свое внимание на широкой вербовочной кампании с целью удвоить, утроить число подписчиков и читателей «Драно Руж», улучшив состав редакции и превратив газету в подлинный ежедневный орган рабочей массы.
Мы знаем, что организационные традиции бельгийского пролетариата неблагоприятны для индивидуальной вербовки членов. Рабочие примыкают к БРП целым коллективом профсоюзом, кооперативом, обществом [45] взаимопомощи. Но этот аргумент, охотно выдвигаемый нашими бельгийскими товарищами, теряет свою ценность, если вспомнить резкий разрыв между числом членов партии и числом ее избирателей, если учесть, что партия не делает постоянных усилий к вербовке и организации членов. Аргумент этот является только поощрением партийной косности, ширмой, за которой прячутся остатки сектантства, несовершенства организационного аппарата партии. Агитация и пропаганда становятся опасностью там, где успех не сопровождается систематическими организационными усилиями.
С другой стороны, очевидно, что если организационная традиция коллективного членства в БРП является препятствием к индивидуальной вербовке, то она отнюдь не служит препятствием к распространению партийной прессы. Партия должна изыскать средства - к созданию связи с массами, которые к ней идут. Этот капитальной важности вопрос, оставленный без ответа с'ездом и повелительно приковывающий наше внимание, влечет за собой ряд других, не менее серьезных, проблем: подлинное коллективное руководство партией, которое даст возможность вести более систематическую и согласованную политическую работу, полная перестройка слабого организационного аппарата и создание организационной комиссии или отдела, улучшение редакции журнала и более тесная его связь с коллективным руководством партии, тесная увязка агитации с организационной деятельностью, использование всех сил партии и вовлечение новых элементов в политическую и профсоюзную работу; наконец, профсоюзные проблемы и использование коммунистических избирателей для профсоюзной работы.
Руководители партии, видевшие эти недочеты и обнажившие их на с'езде, должны принять практические меры к быстрому их пополнению - если с'езду не удалось разрешить актуальнейших партийных проблем. Необходимо выработать конкретный план работы, который ЦК должен был бы представить с'езду в дополнение к критическому обзору своей работы. Самокритика бесплодна, если она не ведет непосредственно к практическим мерам, устраняющим отмеченные ею недочеты.
С'езд принял решение по русскому вопросу, которое нужно отметить, так как оно знаменует новую позицию бельгийской КП в отношении русских проблем. Резолюция одобряет дисциплинарные меры, принятые русским ЦК и ставит вопрос об участии тов. Зиновьева в президиуме Интернационала. Бельгийская партия прежде поддерживала Троц-кого и его позицию, направленную против большинства ЦК. Во время дискуссии на XIV партс'езде товарищи из бельгийского ЦК высказались за тезисы большинства. Постановка вопроса об англо-русском комитете и международном единстве профсоюзов, тесно с ним связанном, способствовала их ориентации против Троцкого. Самый опыт их профсоюзной работы в Бельгии помог им осознать, что тактика, предлагаемая русской оппозицией в вопросах международного характера, не соответствует реальному положению рабочего движения на Западе и была бы в высшей степени опасна для коммунистического движения и его влияния на массы, к нему идущие.
Текст воспроизведен по изданию: Коммунистический интернационал: Орган Исполнительного Комитета Коммунистического интернационала. - М., 1926. №7/(65). С. 42 - 46.
Комментарии |
|