Новая и новейшая история стран Европы и Америки - Новая и новейшая история Европы |
БЕБЕЛЬ АВГУСТ: Пролетариат по количеству своему и социальному положению образует уже теперь основу нации... Эта масса образует фундамент общества, на ее плечах вся общественная пирамида... Жалка была бы партия, если бы из боязни прокурора или уложения о наказаниях она перестала защищать свои человеческие и гражданские права. На наших глазах тысячи наших товарищей в России жертвуют жизнью, всем; так неужели у нас не хватит мужества отсидеть пару месяцев в тюрьме или подвергнуться худшей каре, если нужно отстаивать наши права?
Под влиянием российской революции 1905 г. в Германии оживилось рабочее и демократическое движение. В связи с этим в СДПГ развернулась дискуссия об использовании массовой политической стачки как средства политической борьбы. Против этого выступало правое крыло партии, поддерживаемое лидерами профессиональных союзов. Левые - Р. Люксембург, К. Цеткин, К. Либкнехт - активно выступали в защиту идеи массовой стачки. В поддержку этой идеи высказывался и Бебель. Йенский съезд СДПГ принял резолюцию, одобрявшую использование массовой стачки как средства политической борьбы, но уже следующий съезд, состоявшийся в 1906 г. в Мангейме, внес в эту резолюцию поправки, серьезно затруднявшие ее применение.
Пролетариат по количеству своему и социальному положению образует уже теперь основу нации, он является источником богатства, источником нашего благосостояния, основой нашей платежной способности, нашей способности обороняться, основой всего. Эта масса образует фундамент общества, на ее плечах вся общественная пирамида, и если фундамент начнет покачиваться, тогда рухнет вся пирамида... Существует возможность мирного развития. Это и от нас зависит. Прежде всего это зависит от той мощи, которой будет обладать наша организация, от степени достигнутого нами политического просвещения и понимания немецких рабочих масс, которые во всякий момент исторического развития должны иметь ясное представление, как им нужно держаться, что им нужно делать и чего не делать. Это должно быть навсегда выяснено, но также и другая сторона дела должна быть ясна. Гораздо в большей степени, чем от нас, ход развития зависит от наших противников. Их поведением определяется наша тактика, исключительно от них зависит дать развитию мирный, так сказать, нормальный ход или же вызвать катастрофу...
Жалка была бы партия, если бы из боязни прокурора или уложения о наказаниях она перестала защищать свои человеческие и гражданские права. На наших глазах тысячи наших товарищей в России жертвуют жизнью, всем; так неужели у нас не хватит мужества отсидеть пару месяцев в тюрьме или подвергнуться худшей каре, если нужно отстаивать наши права?..
И затем еще одно обстоятельство. Мы ведь боремся не за утопические выдумки и не за требование государства будущего. Мы не думаем, что посредством всеобщей стачки мы сокрушим основы буржуазного общества; мы боремся за совершенно реальные права, которые являются жизненной необходимостью для рабочего класса, если только он еще хочет политически жить и дышать. Когда на очереди будет стоять вопрос об уничтожении всеобщего голосования, то как [67] ни испорчены буржуазные круги, среди них найдется много людей, которые скажут, что это недопустимо, что нельзя отнимать у рабочих права, которыми они никогда не злоупотребляли, и в этих кругах мы безусловно найдем известное сочувствие. Кроме того, моя сила несравненно больше в том случае, когда я отстаиваю право, которым я пользовался десятилетиями, чем тогда, когда я намеревался завоевать себе новое право.
Пусть попробуют лишить нас всеобщего избирательного права, пусть осмелятся опять попытаться упразднить право коалиций! Подобно тому как католические рабочие в стачке горнорабочих храбро боролись рука об руку со свободными профессиональными союзами, они примут участие в борьбе в том случае, когда опасности будут подвергаться их жизненные интересы...
Текст воспроизведен по изданию: Хрестоматия по новой истории: Второй период: Пособие для учителя / Сост. П.И. Остриков; Т.В. Алентьева; П.П. Вандель; И.Г. Жиряков; Г.И. Зверева. - М., 1993. C. 67-68.
Комментарии |
|