Новая и новейшая история стран Европы и Америки - Новая и новейшая история Европы |
Один из комисаров в департаментах Нижней Луары и Майенн.
Ренн, 21 марта 1793 г.
Граждане коллеги!
Объехав благополучно большую часть департамента Майенн, я отправился в департамент Нижней Луары, когда сбитые с толку и пришедшие в ярость люди вынудили меня податься назад. Я решил испробовать все пути. Если мои попытки окажутся безуспешными, я вернусь в департамент Майенн и закончу там мою миссию, которая, как я надеюсь, будет весьма удачна. Не найдется ни одной общины, которая не представила бы полностью новобранцев, а окажется много и таких, где мы найдем излишек. Вы не сможете достаточно нахвалиться всеми местными властями, всеми национальными гвардейцами; их мужественной стойкости, их революционным мероприятиям обязаны мы царящими в департаменте тишиной, порядком и горячим патриотизмом.
Когда был распубликован закон о наборе, национальные гвардейцы были мобилизованы для надзора за злонамеренными лицами. Все вожди аристократии, все приспешники эмигрантов, все священники были выгнаны из своих углов и помещены в дома заключения; есть округ, по имени Крон, и маленькая община, именуемая Реназе, где подозрительные лица (это - так называемые умеренные) были отданы под надзор и по малейшему поводу арестовывались. Если бы повсюду обнаружили ту же самую бдительность, набор не испытал бы никаких затруднений, но нужно сказать, что все погубила мягкость администрации. Каждый хотел избавить от призыва своего друга, родственника и т. д. и т. п., и благодаря ложной системе снисходительности и терпимости они предали свое отечество, поставив его на край пропасти.
От имени граждан департамента Майенн я настаиваю на сделанных уже мною вам предложениях: 1) ускорить отправку военных агентов и ружей, 2) немедленно учредить в каждом департаменте разъездной революционный трибунал; уполномочьте ваших [39] комиссаров назначать судей революционного трибунала из числа окружных судей, и в несколько дней трибунал будет организован.
Тюрьмы битком набиты людьми, взятыми с оружием в руках: добрые граждане опасаются увидать их опят ускользнувшими от меча правосудия. Есть такой преступный поп, которого арестуют четвертый раз. Народ был вчера в величайшем возбуждении по этому поводу, когда я проезжал в Витре. Он собрался толпой вокруг моего экипажа и настаивал, чтобы я отправился в тюрьмы для выполнения там обязанностей судьи. Многие из этих великодушных граждан оплакивали своих перебитых братьев и друзей и ограничивались жалобами на безнаказанность их убийц.
Фуше, депутат, комиссар.
P.S. Мой коллега[1] все еще болен; надеюсь, что через несколько дней он сможет мне сопутствовать.
[1] Виллер.
Текст воспроизведен по изданию: Французская революция в провинции и на фронте (Донесения комиссаров Конвента). М., 1924. С. 39 - 40.
Комментарии |
|